Основы фотографии

         

Прием 50. Съемка спортивных событий

Рис. 50.1. Исходное изображение

Рис. 50.2. Отредактированное изображены

"Sterling Heading Toward the Goal"
Фотоаппарат Canon EOS 1D, закреплен на моноштативе, объектив Canon EF 300 mm f/2.8L IS с телеконвертором 1,4X (эффективное фокусное расстояние 546 мм), относительное отверстие диафрагмы 1/4,0, выдержка 1/600 сек, чувствительность no ISO 200, разрешение 1648x2464 пикселей, размер файла 1,2 Мбайт, формат JPEG.

Получепие хороших фотографий спортивных сооытий — очень увлекательное занятие для всех: спортсменов, их друзей и членов семьи, и. конечно же, самого фотографа! Из всех возможных видов съемки именно фотографирование спортивных событий потребует oт нас максимум умений и удачи. Ознакомившись с настоящим приемом, вы получите несколько советов и рекомендаций, следуя которым можно значительно повысить вероятность получения качественных фотографий спортивных событий.
Наиболее часто задаваемыми вопросами в Internet-форумах являются следующие: "Можно ли снимать спортивные события с помощью компактного цифрового фотоаппарата?", а также "Какой именно цифровой фотоаппарат наилучшим образом подходит для съемки спортивных событий?". По мере роста популярности цифровых фотоаппаратов все больше фотографов принимает участие в спортивных мероприятиях в качестве спортсменов или зрителей, поэтому эти два вопроса кажутся очень даже кстати в книге, посвященной съемке с помощью компактного цифрового фотоаппарата.
Ответ на первый вопрос уже был дан при рассмотрении приема 27. Материал настоящего приема позволит вам самостоятельно ответить на второй вопрос. Цены на наиболее дорогие зеркальные цифровые фотоаппараты постоянно снижаются, а значит, эти устройства становятся все более доступными для все большего числа фотографов, многие из которых наверняка подумывают о переходе от компактных цифровых фотоаппаратов к более серьезным решениям.

КАКИЕ ЦИФРОВЫЕ ФОТОАППАРАТЫ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ СЪЕМКИ СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ

Ознакомившись с приемом 27, вы узнали, что после длительной практики можно получать вполне удачные фотографии спортивных событий даже с помощью компактных цифровых фотоаппаратов. Но если вам необходимы более удачные фотографии спортивных событий, приобрести зеркальный цифровой фотоаппарат вам все же придется. Все зеркальные цифровые фотоаппараты, которые подходят для съемки спортивных событий, можно разделить на две категории. К первой относятся зеркальные цифровые фотоаппараты для требовательных пользователей: Саnоn D30, Саnоn D60 ($2200) и Nikon D100 ($2000). Приведенные цифры — это цена только фотоаппарата (без объектива). Для того чтобы получить максимально широкие возможности при съемке спортивных событий, вам следует обратить внимание на зеркальные цифровые фотоаппараты другой категории: Саnоn EOS ID ($4500) или Nikon DIH ($3700). Они предназначены для фотожурналистов и фотографов, снимающих спортивные мероприятия. Это очень дорогие устройства, однако только они обеспечивают возможность получения фотографий спортивных событий максимально высокого качества!

ВЫБОР ОБЪЕКТИВА

Безупречным можно назвать только такой объектив, с помощью которого вы сможете получать фотографии спортивных событий любого типа. Многие профессиональные фотографы спортивных событий используют во время съемки одной игры два, а то и больше объективов: один — для съемки в те моменты, когда действие игры разворачивается в непосредственной близости от них, а второй — для съемки в те моменты, когда действие игры разворачивается вдалеке.
Если вы фотографируете спортсменов, принимающих участие в играх, которые происходят на большом поле (например, в футбол), наилучшим окажется объектив с фокусным расстоянием 300, 400 и даже 500 мм. Однако фокусное расстояние — далеко не единственный фактор, определяющий соответствие объектива тем или иным спортивным событиям. Вам необходим объектив, который очень быстро фокусируется, а также позволяет задавать большое значение диафрагмы. Такой объектив (например, с относительным отверстием диафрагмы, равным 1/2,8) способен пропускать много света, а значит, предоставляется возможность использовать высокие скорости затвора даже при не


cамых удачных условиях освещения (например, при съемке спортивных состязаний проходящих в вечернее и ночное время). Более того, объектив с большим значем диафрагмы позволяет получать такие фотографии, на которых спортсмен будет выглядеть очень четко, однако фон окажется размытым. Стоимость "быстрого" телеобъектива составляет от $2000 до $8000. Однако неплохие фотографии спортивных событий, но получать и с помощью высококачественного объектива с фокусным расстоянием 200-300 мм стоимостью $650-1200.

1-Й ШАГ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ВНЕШНЕМ ВИДЕ ФОТОГРАФИИ

    - Повторим еще раз: прежде, чем приступать к съемке, подумайте, фотографию какого плана вам необходимо получить, и только после этого можете приступать к выбору объектива, параметров фотоаппарата, а также места съемки. Планируете ли вы печатать фотографию больших размеров? Будет это фотография большой группы спортсменов или только некоторых из них? Один ли спортсмен должен занимать весь кадр? Устраивает ли вас фотография, качества которой достаточно для размещения на Web-странице?
    - Приняв решение о том, фотографию какого именно вида вам необходимо получить, вам также придется определить, насколько реалистично она должна выглядеть. При этом следует принимать во внимание такие факторы, как освещение, фокусное расстояние объектива, а также характеристики вашего фотоаппарата.
При съемке спортивных событий вам ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что вы фотографируете событие, а не просто игру между соперниками. Подумайте о том, каким образом можно получить удачные фотографии зрителей, тренеров и поклонников команд, а также самих игроков, радующихся победе. Например, на рис. 50.3 представлена фотография двух футболисток, радующихся забитому голу. Эта фотография выгляди много более эмоционально, чем снимок, представленный на рис. 50.2, на котором м видеть футболистку, в данный момент владеющую мячом.

Рис. 50.3.

2-Й ШАГ. УСТАНОВКА МОНОШТАТИВА И ФОТОАППАРАТА

    - В зависимости от массы фотоаппарата и объектива, фокусного расстояния oбъектива в вашей собственной силы нам может понадобиться использовать монопод, хотя фотоаппарат можно просто держать в руках. В большинстве случаев при использовании объектива с эквивалентным фокусным расстоянием, превышающим 200 мм, вам не обойтись без штатива.

3-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА

    - Задайте необходимые значения параметров фотоаппарата, приняв но внимание следующие факторы: вид спорта, который вы собираетесь фотографировать, условии освещения, характеристики фотоаппарата и объектива, расстояние до места действия и т.д. Выбор параметров фотоаппарата, необходимых для съемки спортивных событий — это одна из постоянных тем споров профессиональных фотографов. В данном случае применяются два основных подхода. Можно использовать автоматический режим экспозиции (или режим приоритета диафрагмы), чтобы иметь возможность управлять глубиной резкости, а также режим приоритета затвора, чтобы иметь возможность заставить происходящее действие "замереть". Часто выбирают ручной режим, чтобы самостоятельно задавать значение и диафрагмы, и скорости затвора. Последний подход наиболее предпочтителен в том случае, если необходимо снять игру между двумя командами, игроки одной из которых одеты в светлую форму, а второй — в темную. Для определения экспозиции при использовании ручного режима воспользуйтесь ручным экспонометром. Если его нет сделайте несколько пробных снимков, после чего, руководствуясь внешним видом гистограммы, внесите необходимые изменения в параметры фотоаппарата.

4-Й ШАГ. ВЫБОР МЕСТА СЪЕМКИ

    - Принятие решения о том, откуда именно лучше всего фотографировать, — один наиболее важных шагов после задания необходимых параметров фотоаппарата. Для получения удачных фотографий спортивных событий оказаться в нужном месте и в нужное время— вот ключ к успеху. Спортивные события снимают многие фотофафы, но лишь немногие из них являются хорошими фототрафами спортивных событий. Различие между этими двумя группами фотографов состоит в том, что последние знают, где и когда фотографировать, а также как выбрать оптимальные параметры фотоаппарата при текущих условиях освещения. Единственная возможность стать хорошим фотографом спортивных событий — обладать хотя бы общими сведениями об игре, а также постоянно практиковаться. Чем больше вы будете изучать особенности игрового процесса и больше фототрафировать, тем лучшим фогенрафом вы станете.
Где же вам стать? Повторюсь еще раз: в данном случае псе зависит от конкретной игры. Если вы фотографируете футбол, станьте таким образом, чтобы хорошо видеть игроков, но при этом совершенно не мешать им. Избегайте таких моментов, когда солнце располагается за игроками. В таком случае .ища игроков окажутся скрытыми в тени.
Если в игре был сделан перерыв, у вас есть возможность как можно быстрее переместиться к той части поля, в которой происходят основные события игры. Если вы получили разрешение находиться на поле во время игры, следуйте за игроками, чтобы всегда быть в центре событий.

5-Й ШАГ. КОМПОНОВКА И СЪЕМКА

    - Когда игроки окажутся в поле зрения вашего объектива, следите за выражением их глаз, за мячом, а также за противниками. При съемке футбольного матча хорошие кадры можно получить засияв спортсмена в момент прыжка перед нанесением удара по мячу, как показано на рис. 50.4). Часто по глазам и выражению лиц вы сможете определить, какой именно игрок получит мяч после передачи. Замечательные снимки получают, фотографируя во время выполнения углового удара. Постоянно следите за игроками через видоискатель, поджидая наиболее подходящего момента.

Рис. 50.4.

Запомните: у каждого вида спорта есть свои тонкости. Только разобравшись в них, а также немало попрактиковавшись в съемке, вы сделаете действительно высококласные фотографии спортивных событий.

6-Й ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

    - Получив несколько фотографий, внимательно изучите их на ЖК-экране фотоаппарата. Если ваш фотоаппарат поддерживает такую функцию, как пиктограмы воспользуйтесь ею, чтобы оценить, насколько правильно задана экспозиции, а также убедиться в том, что все параметры заданы верно. Если вас все устраивает продолжайте фотографировать.

СЪЕМКА СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ НОЧЬЮ ИЛИ В ПОМЕЩЕНИИ

Съемка спортивных событий ночью или в помещении — это достаточно серьезное испытание не только для фотографа, но и для используемого им оборудования. Если объектив не позволяет задавать значение относительного отверстия диафрагмы равным 1/2,8 вам не удастся получить хорошую фотографию даже в том случае, если для чувствительности по ISO задать значение 3200! Если же объектив позволяет задать значение относительного отверстия диафрагмы равным 1/2,8, то хорошие фотографии можно получить при скорости затвора, равной 1/250 сек, а также чувствительности по ISO. равной 1600.

ПОЧЕМУ ДЛЯ СЪЕМКИ СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ НЕОБХОДИМ ИМЕННО ЗЕРКАЛЬНЫЙ ЦИФРОВОЙ ФОТОАППАРАТ

Если вы намерены заниматься преимущественно съемкой спортивных событий, то у вас есть целых четыре причины для приобретения зеркального цифрового фотоаппарата: скорость фокусировки, минимальная или полностью отсутствующая задержка между нажатием кнопки и срабатыванием затвора, скорость съемки от 3 до 8 кадров в секунду, а также возможность использования большого количества высококлассных сменных объективов.
Завершая настоящий прием, мы завершаем главу 10, а также всю книгу. Пятьдесят приемов, описанных в ней, содержат советы и рекомендации, воспользовавшись которыми, вы сможете получать фотографии намного более высокого качества. Фотография — это хобби, которым можно заниматься всю жизнь и все равно узнавать что-то новое. По мере того, как вы будете становиться профессионалом, вам все больше будет нравиться сам процесс съемки, а значит, ваши знания будут совершенствоваться! Мы надеемся, что, изучая приемы, представленные в настоящей книге, вы фотографировали, закрепляя полученные знания на практике. Закройте эту книгу и продолжайте фотографировать — это единственная возможность стать профессиональным фотографом.


Содержание раздела