Основы фотографии



Прием 46. Цифровая съемка в инфракрасных лучах

Рис. 46.1. Исходное изображение

Рис. 46.2. Отредактированное изображение

"Infrared Reflection"
Фотоаппарат Nikon CoolPix950, закреплен на штативе, инфракрасный фильтр, эквивалентное фокусное расстояние 85 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/4,0, выдержка 1/6 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 760 Кбайт, формат JPEG.

Фотографии, полученные в инфракрасных лучах, обладают какой-то неуловимой магией. Деревья сияют "внутренним" светом, небо приобретает аспидно-черный оттенок, а лица людей излучают самые необычные цвета. Простые сцены при съемке в инфракрасных лучах буквально преображаются, в чем можно убедиться, посмотрев на рис. 46.2. Ознакомившись с настоящим приемом, вы узнаете, как можно фотографировать в инфракрасных лучах и как при этом получать действительно хорошие фотографии.
Вы также узнаете, почему съемка в инфракрасных лучах с помощью цифрового фотоаппарата предпочтительнее, чем съемка обычным пленочным фотоаппаратом со специальной пленкой. Вы не только получаете настоящие фотографии в инфракрасных лучах, которые по своим оттенкам превосходят пленку, но и имеете возможность увидеть окружающий мир в инфракрасных лучах на ЖК-экране фотоаппарата до то/о, как приступите к фотографированию. Фотографы, которым уже приходилось иметь дело со специальной пленкой для съемки в инфракрасных лучах, наверняка по достоинству оценят возможность предварительного просмотра; им больше не придется угадывать необходимое значение экспозиции, а затем неоднократно жалеть о том, что потенциально интересная фотография оказалась неудачной.

ЧТО ТАКОЕ ИНФРАКРАСНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Инфракрасная фотография — это снимок, полученный при использовании только инфракрасных лучей, который не воспринимается человеческим глазом. Диапазон инфракрасного света, к которому чувствительны практически все модели цифровых фотоаппаратов, называется ближним инфракрасным диапазоном. Ему соответствуют длины волн, начиная от 700 нм. Эти длины волны следуют сразу за длинами волн, красного света. Определенные длины волн поглощаются и отражаются совершенно иначе, чем длины волны, соответствующие видимому диапазону. Наиболее интересно то, что структура листьев отражает инфракрасные лучи, по яркости которых можно определить не только вид дерева, но и его состояние. Спокойная водная гладь полностью поглощает инфракрасные лучи, но стоит на поверхности воды появиться небольшой ряби, как инфракрасные лучи начнут отражаться. Тела некоторых животных поглощают инфракрасные лучи (особенно рептилии), в то время как тела других — отражают их. Небо оказывается черным, поскольку более длинные волны рассеиваются намного хуже, чем более короткие (именно по этой причине небо и обладает голубым оттенком).
Однако наибольшая загадка съемки в инфракрасных лучах состоит в том, что вы не сможете полностью быть уверенными во внешнем виде фотографии до тех пор, пока не получите ее. Именно подобная неопределенность и превращает съемку в инфракрасных лучах в увлекательнейшее занятие. В инфракрасных лучах самая обыденная сцена выглядит совершенно иначе.

ЧУВСТВИТЕЛЕН ЛИ ВАШ ЦИФРОВОЙ ФОТОАППАРАТ К ИНФРАКРАСНЫМ ЛУЧАМ

Светочувствительные элементы, которые используются в цифровых фотоаппаратах, оказываются достаточно восприимчивыми к инфракрасным лучам. На самом деле они настолько чувствительны, что производителям приходится использовать специальные блокирующие фильтры, располагая их перед светочувствительным элементом. В противном случае фотоаппарат просто не сможет запечатлеть сцену именно в том виде, в котором ее воспринимает глаз человека. Несмотря на применение подобных фильтров, многие цифровые фотоаппараты все равно позволяют получать восхитительные инфракрасные фотографии, значительно более интересные, чем фотографии, которые можно было бы получить при использовании традиционного пленочного фотоаппарата со специальной пленкой для съемки в инфракрасных лучах.
Для того чтобы определить, насколько чувствительным к инфракрасным лучам является ваш фотоаппарат, направьте источник инфракрасных лучей в объектив фотоаппарата, а сами смотрите на ЖК-экран. Смотреть через видоискатель в данном случае совершенно бессмысленно, поскольку вы все равно ничего не увидите. В качестве источника инфракрасных лучей вполне можно использовать обычный пульт дистанционного управления от телевизора. Наведите его на объектив и нажмите любую кнопку; при этом обязательно смотрите на ЖК-экран фотоаппарата. Если ваш фотоаппарат чувствителен к инфракрасным лучам, на ЖК-экране можно будет увидеть вспышку.
Одним из лучших фотоаппаратов для съемки в инфракрасных лучах является Nikon CoolPix 950, поскольку при ярком солнечном свете вы сможете фотографировать, используя высокие скорости затвора. Nikon CoolPix 4500 — также неплохой выбор.
Однако он не обладает такой же большой чувствительностью к инфракрасным лучам, как Nikon CoolPix 950, а значит, вам придется использовать большие значения выдержки. В ус ловиях съемки при ярком солнечном свете для Nikon CoolPix 4500 придется задавать зна чение выдержки как минимум 1/2 сек; сравните это со значением 1/15 сек, достаточны.ч при работе с Nikon CoolPix 950. Некоторые модели цифровых фотоаппаратов Sony под держивают режим Nigh Shot, при котором блокировка инфракрасных лучей просто напросто отключается, а значит, предоставляется возможность фотографировать в инфра красных лучах. Фотоаппарат Canon Pro 90 IS также хорошо подходит для съемки в инфра красных лучах, поскольку при ярком солнечном свете позволяет использовать выдержку 1/8 секунды. Кроме того, он поддерживает функцию активной стабилизации изображения что позволяет свести к минимуму влияние дрожания фотоаппарата во время съемки.

Если вы совершенно не знакомы с миром инфракрасной фотографии, потратьте несколько минут на изучение материалов, представленных на Web-узле Криса Мара (www.lnfraRedDreams.com). Здесь вы найдете немало восхитительных примеров инфракрасных фотографий, которые не оставят вас равнодушными. На этом Web-узле расположены не только галереи инфракрасных фотографий в оттенках серого, но и представлены инфракрасные фотографии в цвете. Кроме того, изложена полезная информация о получении инфракрасных фотографий с помощью цифровых фотоаппаратов. Также посетите Web-узел Ларри Бермана, посвященный инфракрасной фотографии (www.alternatephoto.com).

ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ СЪЕМКИ ИНФРАКРАСНЫХ ЦИФРОВЫХ ФОТОГРАФИЙ

Чтобы получить инфракрасные фотографии с помощью цифрового фотоаппарате вам потребуется такой фотоаппарат, светочувствительный элемент которого восприим чив к инфракрасным лучам (вы только что узнали, как проверить ваш фотоаппарат н чувствительность к инфракрасным лучам). Вам также необходим инфракрасный фильтр который не будет пропускать свет всех других длин волн — лишь только инфракрасный Обязательно приобретите хороший устойчивый штатив. Поскольку при использовании большинства моделей цифровых фотоаппаратов для съемки в инфракрасных лучах вы должны будете применить большие значения выдержки, только штатив сможет свести к минимуму дрожание фотоаппарата.
Наиболее часто используются такие инфракрасные фильтры, как 87, 88А и 89В. Лк бой из них хорошо справится с поставленной перед ним задачей. Человеческий глаз вое принимает эти фильтры черными, однако они пропускают инфракрасный свет, которьи может воспринимать светочувствительный элемент цифрового фотоаппарата. Фильтр 8 от компании Harrison and Harrison представлен на рис. 46.3.

Рис. 46.3.

Теперь, когда вы проверили свой фотоаппарат на чувствительность к инфракрасным лучам, а также приобрели инфракрасный фильтр, можете снять несколько фотографи в инфракрасных лучах.

1-Й ШАГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНФРАКРАСНОГО ФИЛЬТРА

    - Прикрутите инфракрасный фильтр к объективу фотоаппарата. Если на объектив вашего фотоаппарата отсутствует резьба, приобретите инфракрасный желатиновый фильтр и прикрепите его к объективу с помощью липкой ленты.

2-Й ШАГ. ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ ДЛЯ СЪЕМКИ

    - Вы уже знаете, что светочувствительный элемент воспринимает инфракрасный свет несколько иначе, чем пленка, а полученные результаты отличаются от фотографируемой вами сцены. Поэтому, для того чтобы увидеть, что же именно вы фотографируете, постоянно смотрите на ЖК-экран фотоаппарата.
Разобравшись, как именно различные объекты выглядят в инфракрасных лучах, вы научитесь предполагать, как будет выглядеть фотография, даже не глядя на ЖК-экран. Замечательный пример фотографии сада, полученной в инфракрасных лучах, представлен на рис. 46.4.

Рис. 46.4.

Значения выдержки могут быть достаточно большими, а, поскольку яркие оттенки не становятся белыми (как это часто происходит при съемке в видимом свете), снимать лучше всего при ярком солнечном свете. Прежде чем закреплять фотоаппарат на штативе, сделайте несколько пробных снимков, используя программируемый или автоматический режим съемки. Наведите фотоаппарат таким образом, чтобы в кадре оказалось несколько деревьев или кустов. Также сделайте снимки людей, сфокусировав фотоаппарат на их глазах и коже.

3-Й ШАГ. РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА И ШТАТИВА

    - Найдя подходящую сцену, закрепите фотоаппарат на устойчивом штативе, после чего скомпонуйте кадр. Если вам тяжело что-то увидеть на ЖК-экране при ярком солнечном свете, подумайте о приобретении специальной бленды, например, Xtend-a-View (www.photosolve.com), представленной на рис. 46.5. Эта относительно недорогая бленда позволяет смотреть на ЖК-экран фотоаппарата даже при очень ярком солнечном свете, а также предоставляет возможность увеличить изображение на экране, что довольно удобно при оценке четкости изображения в случае использования ручной фокусировки.

Рис. 46.5.

4-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА

    - Выберите программируемый или автоматический режим; неплохим выбором также является режим приоритета диафрагмы. Если после нажатия кнопки спуска затвора наполовину изображение на ЖК-экране будет слишком темным, можете выбрать ручной режим и самостоятельно задать значение относительного отверстия диафрагмы, соответствующее максимально открытой диафрагме (например, 1/2,2 или 1/2,8). Задайте также меньшую скорость затвора.
У вас может возникнуть вполне естественный вопрос: как долго должна оставаться открытой диафрагма. В данном случае все зависит от вашего фотоаппарата. Производители всегда стараются улучшить цветопередачу своих цифровых фотоаппаратов, а одним из способов сделать это является уменьшение количества инфракрасного света, попадающего на светочувствительный элемент фотоаппарата. Например, фотоаппарат Nikon CoolPix 950 чувствителен к инфракрасным лучам при среднем значении выдержки около 1/15 сек. Фотоаппараты Sony CyberShot DSC-F707 и Sony Cy-berShot DSC-F717 позволяют использовать более высокие скорости затвора благодаря специальному режиму съемки — Night Shot. Для того чтобы понять, какую именно скорость затвора необходимо задавать при работе с вашим фотоаппаратом, вам придется немало экспериментировать.
Некоторые фотоаппараты при использовании инфракрасного фильтра очень плохо фокусируются. Если вы столкнулись с подобной проблемой, вам не остается ничего другого, как выбрать режим ручной фокусировки.

Некоторые модели цифровых фотоаппаратов Sony поддерживают режим Nigh Shot. Этот режим предназначен для съемки в инфракрасных лучах только при низком уровне освещения, поэтому для его использования вам также потребуется нейтральный фильтр. Подробно о применении фильтров нейтральной плотности речь шла при изучении приема 19.

5-Й ШАГ. КОМПОНОВКА КАДРА И СЪЕМКА

    - Теперь скомпонуйте кадр и сделайте несколько пробных снимков. При съемке вы сможете изменять экспозицию, используя такую функцию, как компенсация экспозиции (если ваш фотоаппарат ее поддерживает). Поскольку при этом фотоаппарат, как правило, позволяет компенсировать экспозицию не больше, чем на дна шага диафрагмы, вам может понадобиться выбрать ручной режим и внести дополнительные изменения.
Если для съемки необходимо задать малое значение скорости затвора (превышающее 1/30 сек), дрожание фотоаппарата из-за нажатия кнопки спуска затвора можно свести к минимуму, используя спусковой тросик. При отсутствии тросика воспользуйтесь такой функцией вашего фотоаппарата, как автоспуск.

6-Й ШАГ. РЕДАКТИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА КОМПЬЮТЕРЕ

    - Загрузите цифровые фотографии в компьютер и внимательно изучите их. Вы наверняка заметите, что многие оттенки кажутся достаточно тусклыми. Изображение также может обладать определенным оттенком. Достаточно редко при съемке в инфракрасных лучах с помощью цифрового фотоаппарата сразу удается получить необходимый диапазон оттенков. На фотографиях редко присутствуют истинные белый и черный цвета. Используя графический редактор, такой как Adobe Photoshop 7 и Adobe Photoshop Elements 2.0, вы сможете преобразовать фотографию с не очень удачным диапазоном цветов в восхитительное изображение в оттенках серого. Для этого выполните следующие действия.

Если вы пришли к выводу, что для съемки требуются слишком большие значения выдержки, подумайте о том, чтобы увеличить значение чувствительности по ISO. Традиционные фотографии, полученные в инфракрасных лучах, оказываются достаточно зернистыми, поэтому добавление цифрового шума к отрицательным результатам не приведет.

Инфракрасный свет достаточно интенсивный при ярком солнечном свете, а также в пасмурный день. Во время съемки в помещении лампы накаливания также обеспечивают инфракрасный свет, однако, по сравнению с солнечным, они дают достаточно тусклый свет. Флуоресцентные лампы инфракрасный свет практически не излучают.

При съемке в инфракрасных лучах автоматическая фокусировка почти не работает. Чтобы избежать проблем при съемке с малого расстояния, попытайтесь увеличить глубину резкости или использовать ручную фокусировку.

    - Откорректируйте диапазон цветов, воспользовавшись командой Auto Levels. Одна эта команда позволяет значительно улучшить внешний вид изображения.
    - Для преобразования цветного изображения к оттенкам серого вам следует преобразовать изображение в режим Grayscale или воспользоваться командой Desaturate. Можно прибегнуть и к более изощренным методам, например, воспользоваться средством Color Mixer или преобразовать изображение к цветовому пространству Lab, а затем к оттенкам серого преобразовать канал яркости. Для того чтобы вы могли воспользоваться любым из двух последних методов, вам потребуется полная версия Adobe Photoshop, а не Adobe Photoshop Elements.
    - Для окончательной коррекции цветов обратитесь к такой команде Adobe Photoshop 7, как Curves. В Adobe Photoshop Elements команда Curves отсутствует.

Adobe Photoshop можно использовать и для получения других традиционных для снятых на специальную пленку фотографий, сделанных в инфракрасных лучах. Например, пленка Kodak High Speed Infrared Film мелкозернистая, она не обладает специальным антибликовым покрытием, благодаря чему яркие оттенки сияют мягким светом, что придает фотографиям необычный вид. Подобные эффекты можно получить, используя фильтр Diffuse Glow программы Adobe Photoshop.
Если вы решили оставить фотографии, полученные в инфракрасных лучах, цветными, однако они содержат слишком много красного (подобная проблема часто возникает при работе с цифровыми фотоаппаратами), используйте команду Levels программы Adobe Photoshop, причем работайте только с красным канатом, чтобы уменьшить количество красного в изображении. Подобно этому, если изображение является слишком темным, воспользуйтесь командой Levels или Curves программы Adobe Photoshop для его осветления.
Теперь вы видите, что довольно просто можно получить интересные эффекты на обработке фотографий, сделанных в инфракрасных лучах. Поэтому отправляйтесь и поиски сцен и объектов, которые вы будете фотографировать в инфракрасных луча; Например, просто восхитительно выглядят "призрачные" облака на практически черном небе, точно так же, как и листья деревьев. Телосложение людей можно проследить в пи фракрасных лучах, а иногда на фотографии удается запечатлеть кровеносные сосуды, кс торые очень близко подходят к поверхности кожи. Глаза людей могут выглядеть прост непредсказуемо, поскольку зрачок поглощает и пропускает инфракрасный свет самьи необычным образом. Спокойная поверхность воды практически полностью поглощает инфракрасный свет, однако при наличии волн или ряби на поверхности воды инфракрасный свет частично отражается. Виды города могут оказаться просто невероятными поскольку здания отражают и поглощают инфракрасный свет по-разному, благодаря чему каждая фотография города, полученная в инфракрасных лучах, обладает неповторимой атмосферой. Не стоит забывать о том, что все это можно увидеть на ЖК-экране фотоаппарата еще до съемки. Поэтому, как только появится желание, отправляйтесь фотографировать окружающий вас мир в инфракрасных лучах!

Назад Начало