Основы фотографии

         

Прием 45. Создание фотографий "высокий ключ" и "низкий ключ"

Рис. 45.1. Исходное изображение

Рис. 45.2. Отредактированное изображение

"High-key Flowers in Glass Vase"
Фотоаппарат Nikon CoolPix 5000, закреплен на штативе, телеобъектив ТС-Е2, режим съемки Macro эквивалентное фокусное расстояние 128 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/7,1, выдержке 1/2000 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2560x1920 пикселей, размер файла 1,6 Мбайт формат JPEG.

Съемка фотографий "высокий ключ" и "низкий ключ" — это наиболее широко испол зуемыс подходы при получении творческих фотографий. Если вы видите очень светлую пли практически белую фотофафию, знайте, что это фотография "высокий ключ". В качестве примера можно принести портрет-виньетку, где очень светлое лицо запечатлено на белом фоне. В противоположность этому можете представить себе портрет дирижера, запечатленного на очень темном, практически черном фоне. Это фотография "низкий ключ". Ознакомившись с настоящим приемом, вы научитесь получать фотографии обоих типов.
Сделать удачную фотографию "высокий ключ" или "низкий ключ" зачастую непросто. Лучший способ научиться получать подобные фотографии — подобрать определенные предметы для съемки натюрморта и разместить их на столе в комнате, в которой вы имеете полный контроль над освещением. Овладев необходимыми навыками при полностью контролируемых условиях освещения, можно переходить к съемке и при более сложных ситуациях.
В данном случае были выбраны искусственные цветы, которые помещены в вазу из матового стекла при получении фотографии "высокий ключ" (рис. 45.2), или же в темную медную кружку в фотографии "низкий ключ" (рис. 45.3). Как видите, один и тот же объект (искусственные цветы) может выглядеть совершенно поразному, если используются различные подходы к съемке.

1-Й ШАГ. ПОДГОТОВКА МЕСТА СЪЕМКИ

    - Подготовьте те же самые предметы и место съемки, что и при выполнении приема 39, в котором мы говорили о съемке предметов, предназначенных для продажи на Internet-аукционе; фон должен быть белым. Приступим к созданию фотографии "высокий ключ". В отличие от приема 39, будет применена вторая вспышка, направленная непосредственно на белый фон, а также использован поглотитель света для предотвращения дополнительного освещения объекта съемки (рис. 45.4).

Рис. 45.3.



Рис. 45.4.

2-Й ШАГ. ВЫБОР И РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ СЪЕМКИ

    - Для получения фотографии "высокий ключ" вам потребуются светлые или даже белые предметы. Осмотрите свой дом или студию, чтобы понять, что же можно использовать при съемке. Если у вас есть белая ваза или кувшин, поставьте в неё цветы. Светлой тканью оберните какой-то предмет, чтобы получить фигуру при чудливой формы. Объекты интересной формы, обладающие слишком темным от тенком покрасьте, из баллончика белой краской.

3-Й ШАГ. НАСТРОЙКА ОСВЕЩЕНИЯ

    - Начните с подбора освещения для каждого предмета в отдельности. Эксперимен тируйте до тех пор, пока не получите такой результат, который вас будет полностью устраивать.
    - Затем, используя второй источник света, подберите освещение для фона; в данной случае он должен казаться совершенно белым. Если свет от второго источника попадает на основной объект съемки, воспользуйтесь поглотителем света. Небольшую ведомую вспышку, например, Morris Mini Strobe (www.themorriscompany.com) о которой речь шла при рассмотрении приема 20, расположите прямо за объектом съемки и направьте на белый фон.

4-Й ШАГ. РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА

    - Критически оцените полученную композицию и, если необходимо, измените положение объектов. Закрепите фотоаппарат на штативе, после чего скомпонуйте кадр. Подключите синхронизирующий кабель, если вы решили использовать внешние вспышки, а также настройте фотоаппарат на работу с ними, отключите встроенную вспышку. Ручной режим обеспечит вам практически полный контроль над процессом съемки, а брекетинг упростит получение необходимой экспозиции. Задайте скорость затвора достаточно высокой, чтобы исключить влияние естественного освещения или хотя бы свести его к минимуму. Согласуйте значение относительного отверстия диафрагмы с мощностью вспышки, чтобы обеспечить необходимую экспозицию. При этом можно изменить или мощность вспышки, или значение относительного отверстия диафрагмы.
Если вы работаете с "горячими" лампами накаливания, задайте необходимые значения относительного отверстия диафрагмы и скорости затвора для получения требуемой экспозиции в области цветов. Затем переместите второй источник света так, чтобы фон не оказался совершенно белым.
Будьте внимательны и не допускайте, чтобы свет от второго источника попал главный объект съемки. В данном случае вы не сможете использовать автоматический или программируемый режим, поскольку фотоаппарат будет пытаться скомпенсировать слишком яркий цвет фона, что приведет к недодержке фотографии.
    - Сделайте несколько пробных снимков и определите такое значение экспозиции при котором фон оказывается белым, а детали основного объекта съемки — хорошо различимыми. Обязательно согласуйте баланс белого с характеристиками используемых источников света, поскольку в противном случае белые области примут на фотографии определенный оттенок.

5-Й ШАГ. СЪЕМКА

    - Подобрав наиболее подходящий вариант баланса белого, а также получив необходимый эффект "высокий ключ", при котором фон — белый, а объект освещен мягким светом, поэкспериментируйте с различными вариантами композиции. Оставьте фотоаппарат закрепленным на штативе и экспериментируйте, изменяя расположение цветов. Оцените, насколько белые области композиции действительно являются белыми; они должны, например, содержать некоторые детали вазы, но при этом не привлекать к себе лишнего внимания.

6-Й ШАГ. ПРОСМОТР РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОВТОРНАЯ СЪЕМКА

    - Получив несколько пробных фотографий, загрузите их в компьютер и внимательно изучите результаты. Незначительные оттенки, благодаря которым в изображении сохраняются детали (именно они указывают на то, что фотография в стиле "высокий ключ" является удачной), практически неразличимы на крошечном ЖК-экране фотоаппарата. По этой причине вам не обойтись без большого экрана монитора вашего компьютера. После тщательного изучения полученных результатов съемки просмотрите настройки фотоаппарата и, если необходимо, внесите изменения в композицию, условия освещения или экспозицию. Вам также потребуется проанализировать гистограмму, если ваш фотоаппарат поддерживает соответствующую функцию.
Гистограммы для фотографий "высокий ключ" и "низкий ключ" имеют довольно специфический вид. Гистограммы для таких фотографий представлены на рис. 45.5 и 45.6 соответственно.

Рис 45.5.

Рис 45.6.

Если это возможно, постарайтесь не изменять положение фотоаппарата, когда вынимаете карту памяти для загрузки отснятых фотографий в компьютер. Изучив характеристики полученных изображений, вы сможете вставить карту памяти обратно, если требуется, изменить определенные значения параметров, а затем получить вполне предсказуемые результаты. Если сразу вам это не удастся, переживать не стоит — даже профессиональные фотографы иногда тратят по несколько часов, прежде чем достигают тех условий освещения, какие им необходимы.
    - После просмотра полученных изображений на экране монитора компьютера сделайте заметки о точном расположении источников освещения и значении экспозиции, затем сделайте еще несколько снимков. Рис. 45.6.
После того, как вы получите удачную фотографию в стиле "высокий ключ", попробуйте изменить условия съемки и получить фотографию в стиле "низкий ключ". Следует отметить, что получение подобных фотографий является достаточно сложной задачей, поскольку вам необходимо осветить главные объекты съемки, но при этом полностью избежать освещения фона. В зависимости от выбранных вами предметов для фотографирования, задача по отделению главных объектов от фона будет сложнее, чем подбор правильного освещения для получения фотографий в стиле "высокий ключ".
Поскольку наша цель — получение темной фотографии с сохранением деталей основного объекта, подберите объект с таким расчетом, чтобы он хорошо смотрелся на темном фоне. На рис. 45.7 представлен результат использования тех же искусственных цветов, которые вы уже видели на рис. 45.2, однако в данном случае фон обладает черным цветом. Чтобы в фотографии в стиле "низкий ключ" соответствующую атмосферу, вместо вазы из матового стекла использовалась старая медная кружка.
Самый простой способ получения черного фона состоит в использовании черной ткани, например, вельвета или специального фона, предназначенного для съемки. Черный вельвет замечательно поглощает свет; поэтому несколько метров этой ткани позволят вам снимать практически любые композиции в стиле "низкий ключ". Черную ткань можно приобрести в магазине тканей.
Основное отличие процесса создания фотографий в стиле "низкий ключ" от создания фотографий в стиле "высокий ключ" заключается в том, что в данном случае вам потребуется всего один, а не два или даже три источника света. Направьте источник света на объект, при этом стараясь не освещать задний план, поскольку он должен быть черным.
Чтобы получить направленный свет, необходимый для освещения основного объекта и отделить его от фона, как показано на рис. 45.8, работающие в студии фотографы используют тубус — удлиненную бленду небольшого диаметра, которая располагается непосредственно перед источником света. Если применить обычную вспышку, можно попробовать сконструировать бленду самостоятельно. Закройте переднюю часть вспышки непрозрачной бумагой, а затем с помощью липкой ленты приклейте пустой цилиндр от рулона туалетной бумаги, направив eго на объект съемки. Убедитесь в том, что между листом бумаги и вспышкой существует достаточный зазор, чтобы избежать возгорания.

Рис. 45.7.

Рис. 45.8.

Использование штатива при получении фотографий в стиле "низкий ключ" не так важно, как при получении фотографий в стиле "высокий ключ". Подключите синхронизирующий кабель, если используете внешнюю вспышку, а также отключите встроенную. Ручной режим обеспечит полный контроль над процессом съемки, а брекетинг позволит получить фотографию с необходимой экспозицией.


Содержание раздела