Основы фотографии

кислица фиолетовая | обрезка фикуса бенджамина в домашних условиях          

Прием 42. Съемка при использовании света от свечи

Вы уже научились фотографировать людей. Вы также знаете, как сфотографировать предметы, предназначенные для продажи на Internet-аукционе eBay. Вероятно, вы часто фотографируете цветы, насекомых или, например, грибы. Если вам нравится фотографировать, занимайтесь этим, однако старайтесь всегда подходить к фотографии творчески! Цифровой фотоаппарат — это восхитительный инструмент для исследования ваших творческих возможностей: внимания заслуживает и то, как вы фотографируете, и то, что вы снимаете. Прием 42 посвящен фотографированию с использованием света от свечи. Вы узнаете, как создавать фотографии, предназначенные для дальнейшей обработки на компьютере, если ознакомитесь с приемом 43; съемке цветных натюрмортов посвящен прием 44. Прием 45 расскажет о съемке фотографий "низкий ключ" и "высокий ключ". С фотографией в инфракрасных лучах вы ознакомитесь, изучив прием 46. Овладев всеми этими приемами, вы сможете выработать собственный творческий подход к фотографии

Рис. 42.1. Исходное изображение

Рис. 42.2. Отредактированное изображение

"Slide-lit Bottle"
Фотоаппарат Nikon CoolPix5000, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 85 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/6,3, выдержка 1/2 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2560x1920 пикселей, размер файла 825 Кбайт, формат JPEG.

Съемка объектов, освещенных с помощью одной пли нескольких свеч, часто позволяет получить просто восхитительные результаты. Свечи — это замечательные источники мягкого освещения, способные придать фотографии романтическую атмосферу, которой нельзя достичь никаким другим способом. Начав фотографировать, вы сможете получать большое количество удивительных снимков всего за носколько минут.
Цифровой фотоаппарат — более творческий инструмент, чем пленочным. И это действительно правда. "Обратная связь" с фотографом и абсолютно бесплатная съемка (ведь вы не расходуете ни одного кадра пленки, сколько бы ни экспериментировали) позволят вам максимально раскрыть свои творческие способности. Творческий подход к фотографии можно проявить в самый неожиданный момент. Например, в фотографии, представленной на рис. 42.2. в качестве источника света использовалась одна единственная свеча, благодаря чему удалось полностью воссоздать атмосферу позднего вечера. Для этого мне потребовалось меньше часа. Сняв несколько кадров и загрузив их в компьютер, я внимательно изучил полученные результаты. Просмотрев не только сами изображения, но и соответствующие им данные EXIF, я сделал еще несколько снимков, три из которых оказались действительно заслуживающими внимания. Для выполнения всех этих действий при использовании пленочного фотоаппарата мне бы потребовалось несколько дней. Основная цель настоящего приема — научить вас фотографировать с использованием света от свечи, а также правильно компоновать объекты перед съемкой.

1-Й ШАГ. ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ

    - Если вы фотографируете, используя свет от свечи, то вам подойдет любой стол. По возможности поверхность стола должна быть деревянной или обладать темным цветом, как показано на рис. 42.3. Если поверхность не темная, накройте ее темной тканью. Готовить место при съемке с использованием света от свечи рекомендуем в ночное время, поскольку вам не придется думать, как избежать влияния других источников света (например, света, падающего через окно или проникающего через щель под закрытой дверью).

Рис. 42.3.

Если вы снимаете в темной комнате, то можно и не задумываться о каком-то фоне. Если фон вас категорически не устраивает, скройте его с помощью темной ткани. Чем дальше от фотоаппарата будет располагаться фон, тем большую область вам придется учитывать при съемке, однако тем мягче будет казаться фон на фотографии.



2-Й ШАГ. РАЗМЕЩЕНИЕ ОДНОЙ СВЕЧИ И ОДНОГО ОБЪЕКТА

    - Когда все будет готово, подходящим образом разместите свечу и объект. Если вы планируете фотографировать объект с блестящей поверхностью (например, стеклянный бокал), обязательно натрите ее перед съемкой. Разместите объект, который хотите сфотографировать, достаточно близко к свече, чтобы свет от нее освещал только этот объект. Расположите объект таким образом, чтобы он окопался очень темным, за исключением части, расположенной в непосредственной близости от свечи. Ничто не мешает вам использовать при съемке несколько предметов и свечей, однако начинать всегда следует с простого.
Фотография, представленная на рис. 42.4, иллюстрирует замечательный эффект добавления к композиции одной свечи. Обратите внимание, насколько таинственной стала атмосфера на фотографии, на которой часть кувшина постепенно растворяется в пространстве.
Получив несколько простых фотографий, на которых свет излучает одна свеча, посмотрите, к каким результатам приведет добавление еще одной. Добавьте несколько различных стеклянных объектов — вазы, бутылки, бокалы. Некоторые бокалы для вина в свете от свечи приобретают просто удивительный вид, создавая порой просто невероятные отражения.

Рис. 42.4.

3-Й ШАГ. РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА

    - Теперь пришло время правильно расположить фотоаппарат. Как вы уже могли предположить, вам вряд ли удастся обойтись без штатива, поскольку уровень оси вещения достаточно низкий, а значит, вам обязательно придется использовать большие значения выдержки. Разместите фотоаппарат достаточно близко к объектам съемки, чтобы иметь возможность сфотографировать только их определенные фрагменты. Если ваш фотоаппарат оснащен объективом с переменным фокусным расстоянием, вы сможете легко изменить композицию, избежав необходимости перемещать для этого фотоаппарат и штатив.

4-Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА

    - Задайте необходимые значения параметров фотоаппарата. Прежде, чем это сделать, подумайте, как именно в конечном итоге должна выглядеть фотография . Предположим, вам необходимо, чтобы как можно большая часть свечи и объект? оказались в фокусе. Выберите режим приоритета диафрагмы, после чего задайте минимально возможное значение относительного отверстия диафрагмы (например, 1/8,0). Если же вы хотите, чтобы один объект был в фокусе, а другой оказался размытым, также выберите режим приоритета диафрагмы, однако на этот раз задайте минимальное значение относительного отверстия диафрагмы (например, 1/2,5). Не забывайте, что в данном случае мы имеем дело с дробями, а значит, значение 1/2,5 соответствует большему значению диафрагмы, чем 1/8.0. Также можно воспользоваться программируемым режимом, если ваш фотоаппарат его поддерживает; при этом фотоаппарат автоматически подберет оптимальное значение диафрагмы. Помните: чем меньшее значение чувствительности по ISO (например, 100 или даже 50) вам удастся задать, тем меньше цифрового шум; будет присутствовать в получаемых вами фотографиях.
Если точность цветопередачи особой роли не играет, выберите автоматический баланс белого. Или же воспользуйтесь какими-то стандартными вариантами соответствующими свету от лампы накаливания, свету от флуоресцентных ламп или даже солнечному свету, чтобы увидеть, как именно это отразится на внешнем виде фотографии. Вы обязательно заметите, что в зависимости от выбранного вами варианта, все фотографии будут казаться или более "холодными", или более "теплыми".

При съемке в ночное время или в комнате с очень низким уровнем освещения определить параметры и найти необходимые элементы управления фотоаппарата достаточно проблематично. Подумайте о том, чтобы использовать при этом небольшие источники света.

Вам также следует проверить, насколько успешно работает функция автоматической фокусировки фотоаппарата при низкой освещенности. Если невозможно сфокусировать фотоаппарат на край стеклянной бутылки, то воспользуйтесь режимом ручной фокусировки. Кроме того, можно включить какие-то дополнительные источники света, примените функцию автоматической фокусировки, после чего просто зафиксировать фокус. Более подробно об использовании фиксации фокуса речь шла при рассмотрении приема 11. Если вы решили сфотографировать бутылку в свете от свечи с очень близкого расстояния, обратитесь к режиму макросъемки (для этого ваш фотоаппарат должен его поддерживать). Режим макросъемки также позволит фотоаппарату быстрее сфокусироваться.
Вот и все! Ваш фотоаппарат должен быть надежно закреплен на штативе, а объекты и свечи — приготовлены к первой съемке. Вы уже выбрали необходимый режим съемки, а также значение диафрагмы. Фотоаппарат автоматически задаст необходимое значение скорости затвора. Кроме того, вы теперь знаете, к каким именно результатам приводит выбор того или иного варианта баланса белого.

Фотографии, полученные при малом освещении, часто оказываются зернистыми. Увеличьте значение ISO с 50 или 100 до 200 или даже 400. Однако увеличение значения чувствительности по ISO также приводит и к увеличению цифрового шума в фотографии, как показано на рис. 42.5.

Рис. 42.5.

5-Й ШАГ. СЪЕМКА НЕСКОЛЬКИХ КАДРОВ

    - Сделайте несколько снимков, на которых запечатлен свет, проходящий через стеклянный объект, после чего сфотографируйте поверхность объекта, отражающую свет. Попробуйте включить в композицию саму свечу, а также только объект, погруженный в темноту. Не бойтесь экспериментировать!
При съемке постоянно изучайте значения экспозиции и полученные результаты на ЖК-экране, чтобы определить необходимость использования компенсации экспозиции (см. прием 12). Рекомендуем использовать гистограммы, если ваш фотоаппарат поддерживает соответствующую функцию. Применению гистограмм был посвящен прием 11.

6-Й ШАГ. ПРОСМОТР РЕЗУЛЬТАТОВ И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ

    - Получив достаточное количество фотографий, загрузите их в компьютер и внимательно н.чучнте на большом экране монитора. Подумайте, как еще можно улучшить внешний вид композиции, экспозицию или фокус. После того, как вы поймете, к каким результатам приводят те или иные значения экспозиции и условия освещения, то сможете использовать ручной режим экспозиции для получения именно тех снимков, которые вам действительно необходимы.
Просматривая изображения на экране монитора, не забывайте о том, что приложение, которое вы для этого выбрали, должно поддерживать работу с данными EXIF. Возможность просмотра таких данных, как скорость затвора, режим экспозиции, относительное отверстие диафрагмы, а также ряда других сведений, позволит вам лучше разобраться с тем, какие изменения необходимо внести, чтобы достичь таких результатов, как вы запланировали. Таким образом, вы сможете определить, какие именно ограничения характерны для вашего фотоаппарата, а также текущих условий освещения.

Содержание
Содержание раздела