Основы фотографии



Прием 20. Выбор источников света

Рис. 20.1. Исходное изображение

Рис. 20.2. Отредактированное изображение

"Mack Truck Bulldog Ornament"
Фотоаппарат Canon PowerShot G2, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 98 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/8,0, выдержка 1/60 сек, чувствительность по ISO 50, разрешение 2272x1704 пикселей, размер файла 1,5 Мбайт, формат JPEG.

Без правильно подобранного освещения получить качественную фотографию до статочно проблематично. Несмотря на то, что вы можете обеспечить очень ярко освещение, чаще всего проблемы связаны с его низким качеством, а также невозможностыо полного контроля над ним. Для получения необходимой фотографии ва придется тщательно подбирать источники света, а также различные дополнительные средства для его изменения. Если вы часто используете цифровой фотоаппарат дл съемки предметов, предназначенных для продажи на аукционе (например, компьютерный стол, представленный на рис. 20.2), вам нравится фотографировать натюрморты или вы должны иметь возможность снимать портреты, полностью контролируя характеристики освещения, тогда этот прием позволит вам научиться иравилын подбирать освещение практически для любых условии съемки.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА

Прежде, чем переходить к paccмотрению причин, по которым вам следует выбрать тот или иной тип источника света, вам следует узнать, какие вообще типы источники света доступны.
    - Встроенная вспышка фотоаппарата. Практически все современные модели компактных цифровых фотоаппаратов оснащаются встроенной вспышкой. Встроенные вспышки очень просты и удойны в использовании, однако они редко обеспечивают приемлемое качество освещения объекта съемки. Встроенные вспышки можно использовать при получении мгновенных снимков. Такая вспышка дает резкий плоский свет, который приводит к тому, что фотография кажется нечеткой, за объектам» съемки появляются черные тени, а у людей глаза становятся красными.
    - Внешняя вспышка. Некоторые модели компактных цифровых фотоаппаратов оснащены разъемом Hot Shoe, предназначенным для подключения дополнительной вспышки от сторонней компании (например, Vivitar, Sunpak или Metz). Вспышка Саnоn SpeedJite 550EX, закрепленная на фотоаппарате Саnоn PowerShot G2, представлена на рис. 20.3. Подобные большие вспышки не только позволяют получить более интенсивный свет, интенсивностью которого можно управлять, но и часто позволяют направить его на потолок, благодаря чему достигается более естественное, рассеянное освещение. Еще одно преимущество подобных вспышек состоит в том, что они не расходуют энергию аккумулятора фотоаппарата, поскольку работают от собственного блока питания.

Рис. 20.3

    - Вспышка, закрепляемая на стойке. Если у вас есть внешняя вспышка, например, Саnоn Speedlite 550EX, ее можно или подключить к соответствующему разъему на фотоаппарате, или закрепить на отдельной стойке. Для того чтобы при таком способе подключения вспышка смогла сработать в нужный момент, вам также потребуется специальный синхронизирующий кабель. Кроме того, вспышкой можно управлять с помощью специального блока управления, который прикрепляется к ней непосредственно и исключает возможность дернуть за дополнительный кабель по неосторожности. Разместив вспышку на отдельной стойке, вы также сможете использовать различные дополнительные средства, позволяюшие модифицировать характеристики освещения. В качестве пример приведем зонт, который позволяет направить на объект съемки мягкий свет (рис. 20.4). Вспышка была закреплена на стойке с помощью специального переходника от компании Bogen. Его также можно применять и для закрепления дополнительного зонта.

Рис. 20.4.

К сожалению, при использовании вспышек от сторонних производителей вам придется столкнуться с различными подводными камнями. Наилучшим вариантом является приобретение внешней вспышки от той же компании, котора выпустила и ваш цифровой фотоаппарат (имейте в виду, что такие вспышк более дорогие). Компании Canon и Nikon предлагают целый ряд моделей вспышек. Используя вспышки от любой из этих компаний, вы получаете возможность работать не только с пленочными, но и с цифровыми зеркальными фотоаппаратами. Поэтому ваши затраты на оборудование окупятся, если с течением времени вы перейдете от зеркального пленочного фотоаппарат к цифровому (той же марки) и захотите использовать приобретенную раных вспышку от того же производителя.
    - Дополнительная внешняя вспышка. Помимо вспышек Hot Shoe, на рынке встречается немало других типов вспышек, в том числе, достаточно интересных и черезвычайно полезных. Их выпускает компания The Morris Company. Morris Mi Slave Flash Plus (рис. 20.5) — это небольшая компактная вспышка, которая получает питание от собственного аккумулятора, а также может не только подключаться к разъему Hot Shoe фотоаппарата, но и срабатывать, реагируя на другую вспышку. На рис. 20.5 представлена еще одна вспышка (слева) — Morris Mini Slave Flas. Она характеризуется большей мощностью, обеспечивает два разных уровня мощи сти, а также обеспечивает больший угол действия. На рис. 20.6 показана вспышка Morris Universal Infrared Sender, закрепленная на фотоаппарате Canon PowerSh G2. Эту замечательную вспышку можно использовать и вместе с внешними вспышками Morris Mini Slave Flash Plus и Morris Mini Slave Flash. Все вспышки от компании Morris — замечательные недорогие устройства, которые позволят увеличить уровень освещения там, где естественного освещения оказывается недостаточно. Они особенно полезны при освещении объекта сбоку или сзади. Авторы настоящей книги считают вспышки от компании Morris очень удобными и простыми в использовании устройствами, позволяющими получать восхитительные творческие фотографии, которые порой нельзя сделать применяя даже более дорогие вспышки.
    - Студийная вспышка. Если вам требуется больше света и больше возможное контроля, чем могут обеспечить вспышки, предназначенные для подключен! к разъему Hot Shoe на фотоаппарате, то не остается ничего другого, как приобрести студийную вспышку. Подобные устройства не только характеризуются большей мощностью, но и предоставляют расширенные возможности по управления их работой. Кроме того, они позволяют использовать так называемый режим делирования, благодаря которому можно оценить, как именно будет освещен объект во время съемки. Они также упрощают работу функции автоматической фокусировки вашего фотоаппарата, поскольку при их использовании вспышка горит постоянно, а не только в момент съемки.

Рис. 20.5.

Рис. 20.6.

Студийные вспышки выпускаются многими компаниями. Однако лишь некоторые из них создают устройства с удачным соотношением "цена-функциональность". Например, компания AlienBees (www.alienbees.com) выпускает целую линейку моделей вспышек, каждая из которых является очень достойным устройством. Если учесть, что лучшие модели вспышек от других компаний стоят более $350, цена целого набора от компании AlienBees, в состав которого входят вспышка AlienBees B400 StudioFlasli, стойка высотой до 3 мм, а также зонт Brolly Box диаметром 32 дюйма (рис. 20.7), составляет менее $300. Все элементы управления вспышки AlienBees B400 StudioFlash представлены на рис. 20.8.

Рис. 20.7.

Рис. 20.8.

Если вам необходимы две студийные вспышки, можно приобрести две вспышки AlienBees В400 StudioFlash, две стойки общего назначения LS3050 высотой 3 м, один прозрачный зонт U48TWB диаметром 48 дюймов, один серебристо-белым зонт U48SB диаметром 48 дюймов, а также сумку, которая вмещает все это за $600 непосредственно в компании AlienBees.
    - Лампы накаливания. В отличие от вспышек, лампы накаливания горят постоянно до тех пор, пока вы их не выключите. Мощные лампы накаливания с вольфрамовой нитью обладают мощностью 500-600 Вт. Они просты в использовании, однако потребляют много электроэнергии, поскольку обеспечивают достаточно яркое освещение. Специальные лампы накаливания, например Q60-SGL от компании Smith Victor, стоят около $250.
    - Другие источники света. Все перечисленные выше источники света предназначены специально для использования при съемке. Однако в качестве источников света при съемке можно использовать и другие устройства! Например, при съемке драгоценных украшений просто незаменимы обычные настольные светильники с галогенными лампами. Объекты большего размера вполне можно осветить с помощью кварцевой лампы, которая продается в хозяйственном магазине. Конечно, свет этих источников не сравним со светом от источников, специально разработанных для фотографии. Однако, если его направить на стены или потолок, вы сможете получить просто замечательные условия освещения, заплатив намного меньше.

ЧТО ЛУЧШЕ - ВСПЫШКА ИЛИ ПОСТОЯННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ?

Теперь вам необходимо ответить на вопрос, источник освещения какого типа подходит для вас наилучшим образом. Прежде всего, сравним компактные вспышки с лампами накаливания (т.е. постоянными источниками света). Во-первых, вспышки обеспечивают свет, в котором баланс белого практически соответствует цветовой температуре дневного света. Это означает, что цвета, особенно голубые оттенки, будут переданы на фотографии намного лучше, чем при использовании только ламп накаливания. Во-вторых, вспышки работают на протяжении короткого промежутка времени, поэтому, применяя их, можно меньше беспокоиться о движении объекта во время съемки. И наконец, вспышки дают меньше тепла при работе, собственно, люди, которых вы фотографируете, не будут чувствовать себя находящимися в сауне. Применяя различные средства для изменения освещения (зонты, рассеиватели), вы никогда не увидете свой дом в огне.
Преимущества имеют и постоянные источники света. Во-первых, они намного дешевле, чем сравнимые с ними по характеристикам студийные вспышки (немаловажный фактор если ваш бюджет ограничен). Во-вторых, их можно использовать совместно с любой моделью цифрового фотоаппарата, даже такой, которая не оснащена разъемом Hot Shoe или разъемом для подключения синхронизирующего кабеля, поскольку в данном случае никакой синхронизации не требуется. Это может существенно повлиять на ваш выбор, ecли только вы не планируете в ближайшее время пробрести новый фотоаппарат! И наконец если вы снимаете видео, постоянные источники света можно использовать для освешения сцен при съемке; обычные вспышки для подобных задач совершенно не подходят.

ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ СТУДИЙНОЙ ВСПЫШКИ ОТ ПОРТАТИВНОЙ

В каких случаях нам следует отдавать предпочтения студийной вспышке перед портативных, а в каких — наоборот? Студийные вспышки содержат специальные источники света для моделирования, благодаря которым возможен "предварительный просмотр" работы источников света при съемке. Источники света для моделирования автоматически выключаются в момент срабатывания основной вспышки, а значит, не оказывают никакого влияния на процесс съемки. Благодаря им вы сможете правильно разместить все дополнительные источники света еще до того, как снимите первый кадр. Без этих устройств вам пришлось бы сначала сделать несколько пробных снимков и просмотреть их на ЖК-экране, прежде чем сделать вывод о том, чего именно следует ожидать от вспышек во время съемки. Некоторые студийные вспышки обеспечивают гораздо более высокую мощность, чем встроенные вспышки, кроме того, их источник питания — обычная электросеть, а не дорогостоящие аккумуляторы.
Так какому же типу источников света отдать предпочтение? Выполните следующие шаги, чтобы найти ответ на этот вопрос.

1-Й ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТА СЪЕМКИ

Если вы фотографируете преимущественно людей, лучше всего отдавать предпочтение вспышкам. С ними удобнее работать: они вспыхивают мгновенно и работают на протяжении очень короткого промежутка времени. Помимо этого, вы сможете избежать размытой фотографии даже в том случае, если фотографируемый человек пошевелится во время съемки. Если вы снимаете, в основном, натюрморты или предметы для продажи на аукционе, предпочтение можно отдавать как постоянным источникам света, так и вспышкам. Если цветопередача достаточно важна, выберите студийную вспышку.

2-Й ШАГ. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕШНИХ ВСПЫШЕК

Этому шагу следует уделить особое внимание, поскольку некоторые модели цифровых фотоаппаратов просто-напросто не позволяют использовать внешние вспышки. Конечно, из подобной ситуации можно найти выход, применив внешнюю вспышку, которая реагирует на свет от встроенной вспышки фотоаппарата. Однако в некоторых ситуациях такое решение неприменимо. Внимательно изучите руководство пользователя, прилагаемое к вашему фотоаппарату, чтобы узнать, какие именно средства синхронизации вспышек он поддерживает. Если фотоаппарат оснащен разъемом Hot Shoe, возможно использование переходника для подключения студийной вспышки. Например, переходник Wein Safe Sync (www.saundersphoto.com/html/wein.htm) позволяет не только подключить вспышку к фотоаппарату, но и предохранить фотоаппарат от повреждения в результате возникновения разницы потенциалов.

3-Й ШАГ. ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТУПНЫХ СРЕДСТВ

Еще несколько лет тому назад набор хороших студийных вспышек стоил достаточно дорого. Сейчас цены значительно снизились, а цифровые фотоаппараты становятся не только дешевле, но и функциональнее. Все эти тенденции отразились и на стоимости высококачественных студийных вспышек. Вашего внимания заслуживают монолампы (которые представляют собой вспышку и блок питания, находящиеся в одном корпусе) от компании AlienBees. Их можно приобрести или отдельно, или в составе недорогого набора, также включающего в себя качественные стойки и зонты. Конечно, понятие недорогое в данном случае довольно относительно. Профессиональные вспышки с отдельными блоками питания могут стоить несколько тысяч долларов. Простой набор от компании AlienBees, в состав которого входят две вспышки, две стойки, а также два зонта, можно приобрести за $600.

4-Й ШАГ. ВЫБОР ВСПЫШКИ ИЛИ ПОСТОЯННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Если, выполнив 2-й шаг, вы пришли к выводу, что ваш цифровой фотоаппарат поддерживает синхронизацию с внешними вспышками, принять необходимое решен будет непросто. Использование постоянных источников света возможно, а внешних вспышек — нет. Конечно, если вы планируете приобрести новый цифровой фотоаппарат то подобные выводы могут оказаться неплохим мотивирующим фактором для того, чтобы приобрести фотоаппарат как можно быстрее. Если же качество фотографий, которое обеспечивает ваш нынешний цифровой фотоаппарат, вас полностью устраивает, пришло время отправиться в магазин за постоянными источниками света.
Если ваш цифровой фотоаппарат поддерживает синхронизацию с внешними вспышками, вам придется выбирать из нескольких возможных вариантов. Конечно, использование постоянных источников света возможно. С ними намного проще работать, а стоимость гораздо ниже, чем у студийных вспышек. Также допускается применить несколько вспышек Hot Shoe, закрепив их на стойках и направив на зонты. Этот вариант особенно удачен в том случае, если у вас уже есть вспышки Hot Shoe или же вы планируете приобрести их для определенных целей. Недостаток вспышек Hot Shoe состоит в отсутствии моделирующих ламп, по причине чего вы не сможете оценить действие вспышки, не получив несколько пробных снимков. Если вы намерены серьезно заняться съемкой в помещении, а ваш бюджет не очень ограничен, приобретите несколько хороших студийных вспышек.

5-Й ШАГ. ПРИОБРЕТЕНИЕ ВСПЫШЕК И ДРУГИХ АКСЕССУАРОВ

После того, как вы определились с тем, что же именно вам следует приобрести, обязательно посетите несколько профессиональных магазинов фототоваров. В противном случае подумайте о приобретении через Internet-магазин.

Фотоаппарат вызывает срабатывание вспышки, мгновенно замыкая электрическую цепь. Перед подключением любой внешней вспышки обязательно узнайте, какое напряжение необходимо для ее включения, а также какое напряжение обеспечивает фотоаппарат. Превышение указанного значения напряжения может привести к выходу фотоаппарата из строя. Если вы в чем-то сомневаетесь, или напряжение, которое необходимо для включения вспышки, пpeвышает напряжение, обеспечиваемое фотоаппаратом, используйте специальный согласующий переходник (например, Wein Safe Sync).

Вам потребуется не менее двух источников света для получения студийных фотографий практически любого типа. Третий источник света позволит вам более гибко подходить к организации подходящего освещения в студии, однако добавить дополнителы источники света можно и позже, когда позволит ваш бюджет. Кроме источников света вам также потребуются стойки и средства для изменения освещения (например, зонт если вы приобретаете вспышку, не забудьте о синхронизирующем кабеле и переходниках для ее согласования с фотоаппаратом. Некоторые вспышки поставляются вместе с синхронизирующими кабелями, другие — нет. Имейте в виду, что без кабеля или переходника приобретенная вами вспышка может оказаться совершенно бесполезной!
Студийные вспышки оснащены специальным чувствительным элементом, который реагирует на вспышку, подключенную к фотоаппарату, и заставляет сработать "свою" вспышку. Это означает, что вам необходимо подключить к фотоаппарату всего одну вспышку; остальные просто отреагируют на ее свет. Если вы работаете с нескольку
обычными вспышками, вам следует соединить их друг с другом. Например, для подключения к моделям фотоаппаратов Nikon CoolPix без разъема Hot Shoe вспышек от этой же компании предназначены синхронизирующие кабели Nikon SC -18 и Nikon SC -19. Чтобы закрепить вспышку на стопке, потребуется специальный переходник Hot Shoe Nikon AS-10. Для подключения к фотоаппаратам Nikon CoolPix с разъемом Hot Shoe вспышек от этой же компании предназначен синхронизирующий кабель Nikon SC -17.

РАССЕИВАТЕЛИ

Если вы используете такую вспышку, как Canon SpeedLite и Nikon SB, подумайте о приобретении Sto-Fen Omni Bounce (www.stofen.com) (рис. 20.9) или LumiQuesi Pocket Bouncer (www.lumiguest.com) (рис. 20.9) стоимостью около S20. Вы сможете использовать эти аксессуары для смягчения, расширения пли изменения направления света от вспышки при потери мощности окажутся минимальными.

Рис. 20.9.

Puc. 20.10.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ФОНОВ

И наконец, еще один аксессуар, который вам следует приобрести, — это черный драпировочный материал. Его можно использовать с целью преградить путь свету, падающему через окно или дверной проем, можно использовать и в качестве фона. Вы вправе выбрать подходящую ткань в обычном магазине тканей некоторые компании предлагают специальные материалы, предназначенные для использования в качестве фонов. Например, компания Backdrop Outlet (www.backdropoutlet.com) предлагает фон Economy Black Solid Color размером 8x16 футов за $70. Black Out Cloth размером 10x21 фут обойдется в $170, a Super Soft Black — в $140. Вам также понадобятся специальные средства для чистки, т.к. материалы притягивают волосы человека и шерсть животных, как магнит!
Вам обязательно потребуется некоторое время, прежде чем вы хорошо усвоите правила, которым необходимо следовать при подборе освещения перед съемкой. К счастью, цифровой фотоаппарат позволяет вам экспериментировать, причем все затраты — это ваше время. Постоянно просматривайте полученные результаты, чтобы определить влияние каждого источника света на внешний вид фотографии. Благодаря этому вы сможете стать настоящим мастером по подбору освещения. Получив необходимые результаты, обязательно сделайте записи о расположении всех источников света и их характеристиках, чтобы при необходимости иметь возможность быстро и точно воспроизвести те или иные условия освещения.
На наш взгляд, такого краткого обзора об источниках света, вполне достаточно для начала. В дальнейшем вы самостоятельно сможете определить, какие именно источники света потребуются для тех или иных условий съемки. В следующей главе мы поговорим о съемке людей с использованием дополнительных источников света и без них.

Назад Начало



Книжный магазин