Основы фотографии



Прием 19. Выбор фильтров

Рис. 19.1. Исходное изображение

Рис. 19.2. Отредактированное изображение

"Grinding Steel"
Фотоаппарат Nikon CoolPix990, съемка с руки, эквивалентное фокусное расстояние 45 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/2,8, выдержка 1/29 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2048x1536 пикселей, размер файла 1,1 Мбайт, формат JPEG.

Если вы только знакомитесь с цифровой фотографией, однако обладаете навы ками работы с графическими редакторами, например, Adobe Photoshop, вы вполне можете решить, что в использовании специальных фильтров для объ ективов больше нет никакой необходимости. Аналогичных и даже более интересны результатов можно достичь с помощью цифровых методов обработки изображений Однако существует немало причин для применения целого ряда фильтров, в то] числе и защитного фильтра, который позволяет предотвратить повреждение объек тива (как это было при получении фотографии, представленной на рис. 19.2). Озна комившись с настоящим приемом, вы научитесь использовать четыре наиболее полезных фильтра: защитный, фильтр нейтральной плотности, поляризационный и инфракрасный фильтр. Все они отражены на рис. 19.3.

Рис. 19.3.

Чаще всего повреждения поверхности объективов возникают при их неправильной чистке. Если вы не хотите приобретать защитный фильтр для объектива, для очистки поверхности линз используйте мягкую чистую ткань. Для этого замечательно подходят старые футболки. Если вам приходится чистить объектив, обязательно купите специальный набор для чистки оптических поверхностей. Ни в коем случае не царапайте поверхность объектива, поскольку в данном случае вы рискуете повредить специальное напыление.

1-Й ШАГ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАЩИТНОГО ФИЛЬТРА

Защитные фильтры предназначены, прежде всего, для защиты поверхности внешней линзы объектива от пыли, влаги, царапин и т.д. Наиболее распространенными типами защитных фильтров являются фильтр, поглощающий ультрафиолет, а также антибликовый фильтр. Существует два основных подхода к использованию защитных фильтров: одни специалисты считают, что защитные фильтры необходимы постоянно для надежной защиты объектива от всевозможных повреждений. Другие настоятельно не рекомендуют часто использовать защитные фильтры, поскольку добавление дополнительных элементов к оптической схеме фотоаппарата в любом случае отрицательно скажется на качестве фотографий. Если вы бережно относитесь к своему фотоаппарату и никогда не применяете его в ситуациях, при которых ему может быть нанесено повреждение, можете смело отказаться от защитных фильтров. Однако в том случае, если вам постоянно приходится снимать в сложной среде, когда фотоаппарат оказывается подвержен влиянию различных негативных факторов (например, влага, пыль), без приобретения защитного фильтра вам не обойтись.

2-Й ШАГ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛЯРИЗАТОРА

Одним из наиболее сложных в использовании типов фильтров является поляризатор. Его можно применять для уменьшения отражений и для получения более насыщенных цветов (последнее возможно далеко не всегда). Если честно, то залогом успешного применения поляризатора являются не только определенные знания, но и немного удачи. Поскольку результаты действия поляризатора в значительной мере зависят от угла, под которым объектив фотоаппарата расположен к солнцу, вам придется найти именно то место, при съемке из которого поляризатор позволит получить необходимые результаты. Кроме того, вы должны научиться правильно задавать ориентацию самого поляризатора.

Слишком сильная поляризация света приведет к повышению контраста, а также к чрезмерному насыщению цветов в изображении, поэтому фотография будет иметь неестественный вид, напоминая плакат. Пока вы не обретете опыт в области использования поляризатора, снимайте один и тот же кадр, изменяя степень поляризации, несколько раз, чтобы получить именно ту фотографию, которая вам необходима.

Поляризаторы бывают двух типов: линейные и круговые. Предпочтение следует отдавать круговым поляризаторам, поскольку некоторые модели цифровых фотоаппаратов просто не позволяют использовать линейные. Для того чтобы увидеть результат применения поляризатора, посмотрите на ЖК-экран фотоаппарата, так как через оптический видоискатель вы не увидите никаких изменений. Имейте в виду, что ваш фотоаппарат может компенсировать действие поляризатора, повышая экспозицию для оказавшейся слишком темной области неба. В результате облака могут потерять важные детали, а это означает, что нам обязательно необходимо обратить внимание на гистограмму и оценит то, насколько правильно подобрана экспозиция для фотографии.
Наиболее заметный эффект от применения поляризатора наблюдается в том случае когда фотоаппарат сориентирован по отношению к солнцу под необходимым углом. По мере отклонения фотоаппарата от этого направления эффект, получаемый в результат применения поляризатора, будет становиться все менее заметным, поскольку поляриза тор оказывает меньшее влияние на свет, который попадает внутрь фотоаппарата и регистрирует его светочувствительным элементом. Поляризатор способен уменьшить ка личество фета, попадающего в фотоаппарат, и обеспечить те же результаты, которые достигаются при уменьшении диафрагмы на один-два шага.
Помимо контроля над отражениями, поляризатор можно использовать и для повышения интенсивности цветов в изображении, например, цвета неба, красных и желтых листьев, а также зеленых деревьев и растений. Результаты применения поляризатора представлены на рис. 19.4. Та же самая сцена без использования этого инструмента представлена на рис. 19.5.

Рис. 19.4.

Рис. 19.5.

Обратите внимание, насколько более насыщенным станет синий цвет неба и красный цвет скал. Это довольно удачный пример того, что к использованию поляризатора следует относиться разумно. Вероятнее всего, что вы получите в подобной ситуации слишко темное небо и в результате фотография будет выглядеть очень неестественно.
Еще один пример удачного применения поляризатора, благодаря которому удалось смягчить отражения на поверхности воды, приведен на рис. 19.6. Поляризатор предоставляет возможность увидеть дно (рис. 19.7).

3-Й ШАГ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙТРАЛЬНОГО ФИЛЬТРА

Фильтры нейтральной плотности предназначены для уменьшения количества свет попадающего на светочувствительный элемент фотоаппарата, при этом не оказываете влияние на цветопередачу. Этот факт противоречит всему, о чем шла речь раньше (топ нам наоборот необходимо было обеспечить попадание на светочувствительный э.темеь как можно большего количества спета, чтобы получить возможность применить малс значение чувствительности по ISO. а также высокую скорость затвора). Однако вскоре вы убедитесь в том. что фильтры нейтральной плотности это лучшие фильтры, на которые следует обращать внимание прежде всего.

Рис. 19.6.

Рис. 19.7.

Если вы когда-нибудь видели фотографию водопада, на которой вода, словно шелковый поток, катится вниз по скалам, то наверняка замечали результат применения фильтров нейтральной плотности. Кроме того, особенности конструкции компактных цифровых фотоаппаратов не позволяют получить небольшую глубину резкости при ярком освещении. Используя фильтр нейтральной плотности, вы не только "замедлите" поток воды при съемке водопада, но также и сможете размыть фон, на котором расположен главный объект (такой эффект необходимо фотографам при работе).
Характеристики фильтров нейтральной плотности чаще всего задаются в единицах, соответствующих логарифмической шкале; при этом каждое приращение на 0,3 соответствует одному шагу диафрагмы. Например, уменьшение фильтром 0,9 количества проникающего в фотоаппарат света равно уменьшению диафрагмы на три шага. Некоторые производители фильтров маркируют свои изделия по другому: 2Х (два шага диафрагмы), 4Х (четыре шага диафрагмы) или 8Х (восемь шагов диафрагмы). Результаты применения подобных фильтров такие же; отличается только их маркировка.
Если вы работаете с фильтром нейтральной плотности, вам также не обойтись и без штатива, поскольку применение фильтра автоматически приводит к тому, что при съемке используется меньшая скорость затвора. Чем больше время выдержки, тем более гладкой окажется поверхность воды при съемке водопада, однако и тем дольше должен оставаться неподвижным фотоаппарат. Экспериментируйте со съемкой поверхности воды, растений, колышущихся на ветру, а также различных движущихся объектов. Съемка объектов в движении при использовании фильтра нейтральной плотности позволит вам получить просто ошеломляющие результаты. Экспериментируйте, и вы сможете сделать такие фотографин, которые были бы невозможны без использования фильтров нейтральной плотности.
На рис. 19.8 представлена фотография потока воды, при этом не использовался фильтр нейтральной плотности. На рис. 19.9 отображена фотография той же сцены, но с применением фильтра нейтральной плотности 0,9, благодаря чему уменьшилась скорость затвора, и мы смогли получить более гладкую поверхность воды.

Рис. 19.8.

Рис. 19.9.

4-Й ШАГ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФРАКРАСНОГО ФИЛЬТРА

Некоторым людям очень нравятся фотографии, полученные в инфракрасных лучая однако их беспокоят сложности, связанные с обработкой соответствующей пленки. Если у вас возник интерес к фотографированию в инфракрасных лучах, пришло время приоб рести соответствующий фильтр! При совместном использовании с цифровым фотоаппг ратом, светочувствительный элемент которого восприимчив к инфракрасным лучах инфракрасный фильтр позволит добиться неплохих результатов гораздо быстрее, чем если вашими инструментами будут обычный пленочный фотоаппарат и специальна пленка. Когда вы просмотрите результаты съемки в инфракрасных лучах прямо на ЖК экране фотоаппарата, то не сможете остаться равнодушным. Деревья и кусты приобре тают необычное свечение, небо становится черным, а кожа людей имеет удивительно сияние. Сцена, снятая с использованием инфракрасного фильтра, представлена н рис. 19.10; та же сцена, сфотографированная без применения этого фильтр; представлена на рис. 19.11.

Рис. 19.10.

Рис. 19.11.

Если вас заинтересовала съемка в инфракрасных лучах, обязательно ознакомьтесь с приемом 46, чтобы узнать, позволяет ли ваш цифровой фотоаппарат снимать в инфракрасных лучах. Прием 46 также располагает и другой полезной информацией об инфракрасной фотографии.

5-Й ШАГ. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ КОЛЕЦ

Если вы решили приобрести фильтр, вам может понадобиться приобрести и соответствующее переходное кольцо. Несколько таких колец представлено на рис. 19.12. Подобные кольца позволяют использовать фильтр даже в том случае, если резьба на фильтре не соответствует резьбе на объективе фотоаппарата. Например, диаметр резьбы на объективе фотоаппарата составляет 28 мм, а вам необходимо использовать фильтр, диаметр резьбы которого — 37 мм. В таком случае вам требуется приобрести соответствующее повышающее кольцо. Наиболее распространены фильтры с диаметром резьбы 37 мм или 52 мм. Если у вас несколько цифровых фотоаппаратов, объективы которых обладают разным диаметром резьбы, можно использовать вместе с ними одни и те же фильтры, однако обязательно приобретите соответствующие переходные кольца.
А как быть в том случае, если в объективе фотоаппарата резьбы нет? В качестве примера подобного фотоаппарата можно привести Nikon CoolPix 5700. Чтобы иметь возможность использовать фильтры от сторонних компаний, приобретите специальное переходное кольцо. Подробные сведения о различных фильтрах и переходниках вы найдете на Web-узле автора: http://bermangraphics.com/gallerydigicam.htm.
При использовании фильтров полученная фотография может напоминать виньетку, поскольку края оказываются затененными из-за того, что фильтр уменьшает угол обзора объектива. При одновременном использовании нескольких фильтров (что крайне нежелательно) подобная проблема оказывается очень серьезной. Чтобы избежать ее, используйте фильтр только вместе с повышающим кольцом.

Рис. 19.12.

Назад Начало Вперед



Книжный магазин