Основы фотографии



Прием 15. Использование встроенной вспышки

Рис. 15.1. Исходное изображение

Рис. 15.2. Отредактированное изображение

"Paper Man & His Paper Dog"
Фотоаппарат Olympus C720 Ultra Zoom, съемка с рук, эквивалентное фокусное расстояние 56 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/3,2, выдержка 1/40 сек, чувствительность по ISO 200, разрешение 1488x1984 пикселей, размер файла 1,8 Мбайт, формат JPEG.

Использовать ли вспышку? Этот вопрос регулярно задают себе все фотографы. Вам придется отвечал, на него практически перед каждой съемкой. Вспышка, несомненно, позволяет решать целы» ряд задач. Она располагается на большинстве цифровых фотоаппаратов, хотя зачастую гораздо более удачным решением является изменение условии освещения. Ознакомившись с настоящим приемом, вы узнаете, в каких именно случаях следует использовать встроенную вспышку, а также как это правильно делать.
На рис. 15.1 представлена фотография мужчины и его собаки, обмотанных газетами. Собака, конечно же, ненастоящая, а мужчина — живой человек! Он сидит на скамейке каждый вечер по несколько часов, поджидая зевак, которые наверняка захотят увидеть, когда же он пошевелится. Не дождавшись, многие из них оставляют доллар, а то и более крупную сумму. Когда я сделал несколько снимком этого мужчины, то также оставил деньги. Обратите внимание, что газета абсолютно белая и не обладает желтым оттенком, который должен был появиться в свете фонарей. Изображению явно не хватает теней, поэтому оно кажется плоским. Так выглядит снимок, полученный с использованием вспышки.
В процессе съемки, результат которой представлен на рис. 15.2, встроенная вспышка была отключена. Для получения подходящей экспозиции при использовании автоматического режима съемки были заданы следующие значения параметров: ISO 40, относительное отверстие диафрагмы 1/3,2, скорость затвора 1/4 сек. Различия между полученной фотографией и фотографией, представленной на рис. 15.1, просто не могут не быть замеченными. В данном случае виден желтый оттенок, связанный с падающим светом фонарей. Белая газета больше не является белой. Изображение содержит немало цифрового шума, оно также несколько размыто по причине малой скорости затвора. Поскольку сцена освещается только падающим светом, можно увидеть детали на заднем плане, под стулом и рядом с собакой. Эти две фотографии позволяют оценить все достоинства и недостатки, к которым приводит использование встроенной вспышки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВСТРОЕННОЙ ВСПЫШКИ

Поскольку встроенная вспышка достаточно близко расположена к объективу, ее свет направлен прямо на объект съемки, что приводит к смягчению или полному исчезновению теней. В результате и текстура, и детали на поверхности объекта съемки теряются. Обратите внимание, сколько много деталей отображено на фотографии, представленной па рис. 15.3. Особое внимание обратите на кору. Итак, перед нами практически объемная фотография, содержащая целый ряд текстур.
При получении фотографии, представленной на рис. 15.4, использовалась встроенная вспышка. Поскольку естественное освещение было достаточно интенсивным. а встроенная вспышка обладает относительно малой мощностью, в изображении сохранены практически все тени, хотя из-за вспышки они оказались немного размытыми. В частности, текстура коры дерева стала заметно менее выраженной. Так как использовалась встроенная вспышка, полученная фотография оказалась намного менее интересной, чем фотография, представленная на рис. 15.3.
Еще один недостаток встроенной вспышки заключается в том, что ее применение при фотографировании людей часто приводит к появлению так называемого эффекта "красных глаз". Многие производители фотоаппаратов разработали специальные алгоритмы для уменьшения этого эффекта. Таким образом, вспышка срабатывает дважды: сначала с небольшой яркостью, чтобы сузить зрачки фотографируемых людей, а затем с максимальной яркостью — при съемке фотографии. Обратите внимание на слово уменьшение, т.к. при использовании даже специальных функций глаза людей имеют слабозаметный красноватый оттенок. Данные алгоритмы обладают определенными недостатками, поскольку применение предварительной вспышки может привести к другим нежелательным результатам. Многие люди при первой вспышке моргают — в результате на фотографии они так запечатлены. Кроме того, после первой вспышки многие считают, что съемка завершена и во время второй вспышки меняют позицию. Ксли вы будете использовать внешнюю вспышку или снимать только при естественном освещении, то никогда не столкнетесь с подобными проблемами.

Рис. 15.3.

Рис. 15.4.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВСТРОЕННОЙ ВСПЫШКИ

Итак, выше были перечислены основные недостатки, которыми характеризуется использование встроенной вспышки. Далее рассмотрим ситуации, в которых встроенная вспышка может окапаться даже полезной.
    - Уменьшение диапазона экспозиции. Одно из наиболее удачных случаев применения встроенной вспышки состоит в уменьшении диапазона экспозиции до значения, достаточного для захвата фотоаппаратом детален как в темных, так и в светлых областях изображения. Чтобы получить фотографию салона автомобиля Jaguar ХКЕ (рис. 15.5), я воспользовался фотоаппаратом Canon PowerShot G2. закрепленным на штативе. Довольно широкий диапазон экспозиции, который связан с ярким светом, падающим через окно автомобиля (контрастным по отношению к теням внутри автомобиля), привел к тому, что полученная фотография выглядит просто ужасно.
После включения встроенной вспышки была сделана фотография, представленная на рис. 15.5. Мы смогли изменить внешний вид снимка благодаря увеличению освещенности внутри автомобиля, в результате чего динамический диапазон изображения уменьшился. Полученная фотография выглядит намного лучше. Результат обработки фотографии, представленной на рис. 15.6, с помощью графического редактора Adobe Photoshop, представлен на рис. 15.7.

Рис. 15.5.

Рис. 15.6.

Рис. 15.7.

    - Использование "заполняющей" вспышки. Если объект съемки содержит нежелательные тени, воспользуйтесь заполняющей вспышкой, чтобы осветить эти области и проявить их детали. Однако будьте осторожны, чтобы не размыть детали в областях изображения, освещаемых естественным светом. Для получения лучшего результата используйте компенсацию экспозиции. Этот прием также хорошо подходит для съемки объектов с контровым освещением.
    - "Остановка" движения. Встроенная вспышка вашего фотоаппарата мгновенно освещает объект достаточно мощным импульсом света, что пригодится при фотографировании движущихся объектов. В данном случае следует обязательно отключить функцию подавления эффекта "красных глаз", поскольку она осложняет съемку необходимого момента. Также можно поэкспериментировать с режимом "медленной синхронизации", при котором после достаточно длительной экспозиции срабатывает вспышка.

ПОДХОДИТ ЛИ ВСТРОЕННАЯ ВСПЫШКА В ВАШЕМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ?

Прежде всего, проанализируйте все известные вам достоинства и недостатки использования встроенной вспышки. Применение встроенной вспышки оказывается очень удобным, поскольку эта вспышка вмонтирована в корпус фотоаппарата и всегда может быть использована. Если при съемке недостаточно естественного освещения, вы всегда можете исправить ситуацию, воспользовавшись встроенной вспышкой! Вспышка замечательно подходит для быстрой съемки фотографий в условиях недостаточной освещенности, когда сама возможность получения фотографии оказывается намного важнее, чем корректное освещение. Преимущество встроенной вспышки также состоит и в том, что вам не потребуется брать с собой дополнительное оборудование или тратить деньги на его приобретение. Если на вашем цифровом фотоаппарате отсутствует разъем для подключения внешней вспышки, то использование встроенной вспышки — ваша единствен ная возможность получить фотографию при неблагоприятных условиях освещения.
Причин, по которым применять встроенную вспышку не рекомендуется, можно привести немало. Встроенные вспышки характеризуются малой мощностью: расстояние которое они спосооны осветить, не превышает двух-трех метров; лучшие из них способны осветить объекты, расположенные на расстоянии около пяти метров. При этом часто теряются практически все детали и текстура, которыми обладает объект съемки. Направленное освещение от вспышки также приводит к появлению эффекта "красных глаз" при фотографировании людей.
Многие недостатки, к которым ведет использование встроенных вспышек, не проявляются при использовании внешних. Внешние вспышки обладают гораздо более высокой мощностью, а значит, могут осветить большую площадь и объекты, расположенные на большем расстоянии от фотоаппарата. Их можно закреплять на стенах и даже на потолке, благодаря чему освещение выглядит достаточно естественно. Когда вы ознакомитесь с приемом 20, то узнаете, что для внешних вспышек выпускается целый ряд аксессуаров. При фотографировании людей вам не придется беспокоиться о появлении "красных глаз", поскольку внешнюю вспышку можно разместить на некотором расстоянии от фотоаппарата.
Существует еще одна причина, по которой нежелательно применять не только встроенную, но и внешнюю вспышку. Многим фотографам очень не нравится искусственность освещения, которое получается при использовании вспышки любого типа. Поэтому они не используют вспышку ни при каких обстоятельствах. Я пришел к выводу, что с помощью штатива и малой скорости затвора вы получите фотографию практически при любых условиях освещения. Если же освещения все равно недостаточно, я просто не фотографирую.
Ну все, о недостатках и достоинствах больше говорить не будем! Если вы решили использовать встроенную вспышку, то вы достигнете лучшего результата, если выполните следующие шаги.

1-Й ШАГ. ВКЛЮЧЕНИЕ ВСПЫШКИ

В зависимости от выбранного режима съемки, а также от уровня освещенности сцены, которую вы решили сфотографировать, фотоаппарат зачастую автоматически использует вспышку.
    - Если вспышка еще не включена, сделайте это прямо сейчас.

2-Й ШАГ. ПОДАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТА "КРАСНЫХ ГЛАЗ"

    - Если вы решили использовать функцию подавления эффекта "красных глаз", активизируйте ее немедленно. В противном случае не забудьте ее отключить!
Оставлять функцию подавления эффекта "красных глаз" в том случае, если вы не планируете ее использовать, не имеет никакого смысла, поскольку она активизирует предварительную вспышку, которая дополнительно разряжает аккумулятор фотоаппарата, а также откладывает момент съемки.

3-Й ШАГ. ИЗМЕНЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ ДЛЯ ВСПЫШКИ

Многие цифровые фотоаппараты по умолчанию задают максимальное значение яркости вспышки при ее использовании во время съемки. При этом фотоаппарат соответствующим образом подбирает значения диаграммы или скорости затвора, чтобы обеспечить правильную экспозицию. Однако некоторые модели фотоаппаратов позволяют давать мощность вспышки с помощью специальной функции— компенсации времени работы вспышки. Эта функция подобна простои компенсации экспозиции, с которой вы ознакомились при освоении приема 12.
Если компенсируется компенсация времени работы вспышки, то автоматически изменяется баланс между падающим (естественным) и искусственным светом вспышки. Компенсация времени работы вспышки может обеспечить замечательные результаты съемки, а также проявить дополнительные детали и области теней. При этом не возникнет объем в изображении, что неизбежно при использовании вспышки на полную мощность. Компенсация времени работы вспышки — это замечательная функция, которая. к большому сожалению, поддерживается далеко не всеми моделями цифровых фотоаппаратов. Если вы часто обращаетесь к встроенной вспышке, обязательно проверьте, поддерживает ли ваш фотоаппарат компенсацию времени работы вспышки. Данная функция позволяет свести к минимуму все отрицательные моменты, характерные для использования встроенной вспышки с целью улучшения освещенности сцены.
Поэкспериментируйте с функцией подавления эффекта "красных глаз", которая поддерживается вашим фотоаппаратом. И лишь после этого снимайте важные мероприятия. При этом не забудьте предупредить тех, кого вы снимаете, что они увидят две вспышки. Фотография будет завершена только после второй вспышки.

4-Й ШАГ. КОМПОНОВКА КАДРА И СЪЕМКА

    - Скомпонуйте изображение в кадре, после чего нажмите кнопку спуска затвора.
Не забывайте, что вспышка не сможет осветить объекты, расположенные слишком далеко от фотоаппарата, а объекты, находящиеся очень близко, окажутся просто залитыми светом. Наилучших результатов вы сможете добиться, работая с объектами, расположенными на среднем расстоянии, т.е. не слишком близко, но и не очень далеко от фотоаппарата.

5-Й ШАГ. ПРОСМОТР ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗАДАНИЕ ПАРАМЕТРОВ

    - Получив фотографию, внимательно изучите ее на ЖК-экране фотоаппарата, чтобы убедиться, что экспозиция была задана правильно.
    - Просмотрите гистограмму, если ваш фотоаппарат поддерживает соответствующую функцию. Гистограмма — это просто незаменимый инструмент, когда необходимо оценить правильность экспозиции фотографии. Подробно об использовании гистограммы мы говорили при рассмотрении приема 11.
Приемы, описанные в главах 1 и 2, касались основных сведений, без которых получить хорошие снимки с помощью цифровых фотоаппаратов просто невозможно. В настоящей главе речь шла о специальных функциях, которые может поддерживать ваш фотоаппарат: о гистограмме, компенсации экспозиции, автоматическом брекетинге, точечном методе измерения экспозиции, фиксации экспозиции, выборе фокальной точки, фиксации фокуса, а также об использовании встроенной вспышки. Если вы намерены серьезно заниматься фотографией, а ваш фотоаппарат поддерживает все или многие из перечисленных функций, качество получаемых вами фотографий будет намного выше, когда применяются эти функции. Таким образом, вы сможете получать замечательные снимки практически при любых условиях освещения.

Назад Начало



Книжный магазин