Основы фотографии



Прием 13. Фиксация и измерение экспозиции

Рис. 13.1. Исходное изображение

Рис. 13.2. Отредактированное изображение

"Eagle on Hole #15"
Фотоаппарат Canon PowerShot G2, съемка с рук, эквивалентное фокусное расстояние 34 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/8, выдержка 1/320 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 2200x1704 пикселей, размер файла 1,7 Мбайт, формат JPEG.

Вы наверняка столкнетесь с такими ситуациями, в которых автоматическим экспонометр не обеспечит необходимых результатов. Ознакомившись с приемом 12, вы научились настраивать автоматический режим измерения экспозиции с помощью такой функции, как компенсация экспозиции. Однако, чтобы применить эту Функцию, требуется время, которым вы можете просто не располагать. Таким образом требуется более быстрый способ настройки экспозиции. Прочтя материал этого раздела, вы научитесь использовать фиксацию экспозиции для быстрой настройки компенсации. Кроме того, вы сможете использовать точечный режим измерения экспозиции, а также Центрально-взвешенный режим, что позволяет получать более точные результаты.
В данном случае мы рассматриваем пример фотографии, иллюстрирующей проблему, с которой рано или поздно сталкивается каждый фотограф. Мой вышедший на пенсию друг, который любит в свободное время играть в гольф и заниматься цифровой фотографией, снимает те поля, на которых ему предстоит играть. При этом он часто получает фотографии с неправильной экспозицией — рис. 13.1. Проблема связана с тем, что автоматический экспонометр при определении характеристик освещения допускает ошибки. Например, если яркое небо, фотоаппарат решает, что объект съемки более светлый, чем есть на самом деле. Ознакомившись с настоящим приемом, мой друг стал получать более удачные фотографии (рис. 13.2).
Прежде, чем приступать к изучению этого приема, разберемся с терминологией, которой я буду оперировать. Все эти термины имеют четкие пояснения, однако в документации к вашему фотоаппарату лклут использоваться другие термины, описываться другие функции. Если вы будете иметь представление о том, что означают все эти термины, то сможете использовать данные функции фотоаппарата, независимо от того, как они называются.

РЕЖИМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

Почти все цифровые фотоаппараты поддерживают матричный, или оценочный, режим измерения экспозиции, который подходит практически для всех условий съемки. Несмотря на то, что алгоритмы, на которых базируется этот режим измерения экспозиции, оказываются достаточно сложными, основное заключается в том, что матричный режим измерения экспозиции чаще всего обеспечивает неплохие результаты съемки и при этом принимаются во внимание характеристики всех частей изображения.
В отличие от него, в режиме измерения экспозиции со взвешиванием по центру отдается предпочтение центру полученной композиции. Если вам необходим более точный результат измерения экспозиции, используйте точечный режим измерения экспозиции (при условии, если он поддерживается вашим фотоаппаратом). В данном режиме экспозиция определяется для области, соответствующей углу обзора в 1-2°. Далеко не все цифровые фотоаппараты поддерживают все три режима измерения экспозиции, однако некоторые модели предлагают еще и другие режимы. Чтобы узнать, какие именно режимы измерения экспозиции поддерживает ваш фотоаппарат, обязательно обратитесь к документации.
При использовании матричного режима измерения экспозиции большинство цифровых фотоаппаратов принимают во внимание огромное количество результатов измерения, которые обрабатываются с помощью специальных алгоритмов.

ФОКАЛЬНАЯ ТОЧКА

Не забывайте о том, что при использовании практически всех режимов автоматической фокусировки фотоаппарат будет "ориентирован" на определенную фокальную точку (как правило, она соответствует центру композиции) Однако некоторые (но далеко не все) компактные цифровые фотоаппараты позволяют выбирать одну из нескольких возможных фокальных точек. В результате фокальная точка будет соответствовать любой, а не только центральной области композиции.
Еще одна функция, поддерживаемая многими фотоаппаратами, которые позволяют выбирать фокальную точку, состоит в том, что фотографу предоставляется возможность измерять экспозицию в выбранной фокальной точке или по центру композиции. Эта функция оказывается очень полезной для получения фотографий, подобных той, что приведена на рис. 14.2, поскольку можно выбрать фокальную точку и измерить экспозицию именно в ней. а не в центральной части экспозиции.
Если вы немного подумаете о возможностях выбора фокальной точки и области измерения экспозиции, то поймете, что эти возможности обеспечивают огромное количество вариантов, позволяющих получать восхитительные фотографин практически в любой ситуации. Каждая подобная комбинация обеспечивает определенное значение экспозиции. Следующие шесть шагов помогут вам задать нужную экспозицию для лунки 15. Выполнив эти шаги, вы научитесь задавать экспозицию практически в любых ситуациях.

ФИКСАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

Такая функция, как фиксация экспозиции , позволяет нанести фотоаппарат на определенную точку ц зафиксировать соответствующее значение экспозиции. После этого можно перекомпоновать кадр и снять фотографию с использованием заданного раньше значения экспозиции. Для фиксации экспозиции существует целый ряд применении. Некоторые модели фотоаппаратов позволяют зафиксировать экспозицию, лишь наполовину нажав кнопку спуска затвора: при этом также могут быть зафиксированы и значения других параметров (например, фокус или баланс белого). Другие цифровые фотоаппараты позволяют при этом зафиксировать только значение экспозиции, а некоторые модели предоставляют возможность зафиксировать значение экспозиции только с помощью меню.
Прежде, чем приступать к выполнению описанных ниже шагов, обязательно изучите документацию к фотоаппарату.

1 -И ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ФОТОГРАФИИ

    - Как всегда, начните с определения того, как именно в конечном итоге будет выглядеть фотография — мы уже неоднократно говорили об этом, не так ли? В противном случае вам будет сложно задать необходимые параметры фотоаппарата.
Например, должно ли небо в рассматриваемой нами фотографии обладать голубым цветом, а облака быть просто белоснежными? А, может, пусть наиболее четкой будет трава, а небо — размытым? К сожалению, фотографам часто приходится идти на компромиссы. В противном случае им придется всегда использовать значения параметров по умолчанию. Поскольку голубое небо с белыми облаками в данном случае оказывается предпочтительнее, нам необходимо захватить детали именно в этой области изображения.
Результат дополнительной обработки полученной фотографии с помощью Adobe Photoshop представлен на рис. 13.3.

Рис. 13.3.

2-Й ШАГ. ЗАДАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ФОТОАППАРАТА

    - Приняв решение о том, как именно будет выглядеть фотография, выберите соответствующий режим измерения экспозиции, а также задайте фокальную точку.
Для получения представленной выше фотографии использовался матричный режим измерения экспозиции, а также стандартное положение фокальной точки (по центру). Поскольку нам необходимо получить как можно большую глубину поля, был выбран режим приоритета диафрагмы. Так как освещения вполне достаточно, значение чувствительности по ISO задано равным 100.

3-Й ШАГ. КОМПОНОВКА ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ НА ЖК-ЭКРАНЕ

    - Задав нужные значения параметров фотоаппарата, скомпонуй полученное изображение на ЖК-экране монитора.
В данном случае можно увидеть, что в области неба некоторые детали отсутствуют, поскольку эта область размыта: был применен "усредняющий" матричным режим измерения экспозиции.

Если вы планируете использовать графический редактор (например, Adobe Photoshop) для дальнейшего редактирования изображений, ни в коем случае не допускайте, чтобы фотография была передержана. Если это произойдет, очень светлые области фотографии станут абсолютно белыми, а значит, не будут содержать никаких деталей. При съемке вы можете сохранить детали в светлых областях фотографии, тогда восстановление деталей в темных областях с помощью любого графического редактора не составит ни малейшего труда. Это связано с тем, что области, которые кажутся практически черными, на самом деле содержат детали, которые вы просто не можете различить.

4-Й ШАГ. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ФОТОАППАРАТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

    - Для того, чтобы в области неба присутствовали все необходимые детали, следует задать правильное значение экспозиции. Наведите фотоаппарат на самую важную часть изображения (в нашем примере — это облака). Вам зачастую придется перс мещать фотоаппарат до тех пор, пока источник света или тени не перестанет обма нывать экспонометр фотоаппарата, тем самым приводя к неверно заданному значению экспозиции. При перемещении фотоаппарата постоянно следите за изменяющимися значениями параметров, обращаясь к ЖК-экрану. Лишь тогда вы будете уверенными, что скорость затвора достаточно высока, в результате чего изображение будет размыто.

5-Й ШАГ. ФИКСАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

    - Определив область изображения, позволяющую получить требуемое значение экспозиции, перед компоновкой кадра зафиксируйте значение экспозиции, воспользовавшись соответствующей функцией фотоаппарата.

Если для фиксации экспозиции вам необходимо наполовину нажать кнопку спуска затвора, обязательно узнайте, значения каких еще параметров при этом также фиксируются. Например, это может быть фокусировка или баланс белого. Более функциональные фотоаппараты (например такие, как используемый в данном случае) позволяют фиксировать экспозицию и фокусировку независимо. Отпустив кнопку, вы восстановите стандартное значение экспозиции.

6-Й ШАГ. ПОВТОРНАЯ КОМПОНОВКА ИЗОБРАЖЕНИЯ И НАЖАТИЕ КНОПКИ СПУСКА ЗАТВОРА

    - Скомпонуйте изображение в кадре и нажмите кнопку спуска затвора, чтобы сфотографпровать.
Фотоаппарат будет использовать значение экспозиции, которое было задано вам раньше, причем на появившиеся в поле зрения яркие обьскты внимания обращено не будет. После того, как вы научитесь выполнять эти шаги, данные действия будут замать несколько секунд. Вскоре вы убедитесь, что фиксация экспозиции позволяет получать довольно качественные фотографии даже при сложных условиях освещения. Получив фотографию, не забудьте изучить ее гистограмму.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОЧЕЧНОГО И ДРУГИХ РЕЖИМОВ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Если вы следовали приведенным выше рекомендациям, то надеемся, что вы научились использовать матричный режим измерения экспозиции, а также центральную фокальную точку для получения необходимой экспозиции. Однако в некоторых ситуациях вы заметите, что матричный режим измерения экспозиции охватывает слишком большую область (весь кадр). Для получения точных результатов измерения экспозиции без сужения области, по характеристикам которой определяется необходимое значение экспозиции, не обойтись. В таких случаях используется точечный пли центрально-взвешенный режим измерения экспозиции. При этом некоторые модели цифровых фотоаппаратов позволяют задавать не только область, по характеристикам которой определяется необходимое значение экспозиции, но и положение фокальной точки.
Выбрав небольшую область для определения экспозиции, вы сможете избежать многих проблем, связанных с учетом лишних областей изображения. При выборе центрально-взвешенного режима измерения экспозиции вам предоставляется возможность навести фотоаппарат непосредственно на облака и получить все необходимые детали в этой части изображения.
Если совместно использовать компенсацию экспозиции, точечного измерения экспозиции, а также фиксации экспозиции, вы справитесь с любыми, самыми сложными условиями освещения.

Назад Начало Вперед