Настоящая глава называется "Использование специальных возможностей", однако вам вовсе не следует бояться слова специальных. В этой главе рассматриваются действительно полезные, а иногда и чрезвычайно важные возможности, которые поддерживаются вашим цифровым фотоаппаратом. Ознакомившись с приемом 11, вы научитесь разбираться с гистограммами изображений; в результате будете определять, насколько правильно задано значение экспозиции. Приемы 12 и 13 посвящены компенсации экспозиции, фиксации экспозиции, режимам измерения экспозиции, а также выбору фокальной точки — все это оказывает немалое влияние на качество получаемых фотографий. Овладев приемом 14, вы научить фокусировать фотоаппарат На объекте, расположенном не по центру Композиции, также использовать фиксацию фокуса. Прием 15 посвящен использованию вспышки для получения Наилучших результатов.
Рис. 11.1. Исходное изображение
Рис. 11.2. Отредактированное изображение
"Gargoyle Reading a Book"
Фотоаппарат Canon PowerShot G2, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 92 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/2,5, выдержка 1/50 сек, чувствительность по ISO 100, разрешение 1704x2200 пикселей, размер файла 1,9 Мбайт, формат JPEG.
Одна из caмыx больших загадок, с которыми мне приходилось сталкиваться, заключается в том, что пользователи таких цифровых фотоаппаратов, которые поддерживают отображение гистограммы, зачастую игнорируют эту возможность. В данном случае гистограмма - это двухмерный график, который помогает оценить диапазон яркости изображения. Бросив быстрый взгляд на гистограммы, можно сразу определить. Насколько удачно была задана экспозиции, а также какие именно изменения следует внести для улучшения результатов. Лично я использую гистограмму постоянно при съемке — ведь это одно из лучших средств, доступных в цифровых фотоаппаратах. Ознакомившись с данным приемом, вы научитесь получать от гистограммы максимум информации при оценке у личности ладанных параметров фотоаппарата во время съемки.
ЗНАКОМСТВО С ГИСТОГРАММОЙ
На рис. 11.3 представлена гистограмма (в данном случае это график в белой прямоугольной рамке) на ЖК-экране фотоаппарата Canon PowerShot G2. Данная гистограмма относится к фотографии, представленной на рис. 11.1. Вдоль горизонтальной осп откладываются значения яркости, начиная с абсолютно черного цвета слева и окачивая белым цветом справа. Вдоль вертикальной оси будет представлено количество пикселей, которые характеризуются определенным уровнем яркости.
Рис. 11.3.
Посмотрев на представленную на рис. 11.3 гистограмму, можно сказать о фотографии достаточно много. Поскольку значения с левого и правого края гистограммы достаточно низкие, значит, черные и белые пиксели в изображении практически отсутствуют. В то же время значения в средней области гистограммы достаточно большие, а значит, экспозиция при съемке этой фотографии была задана правильно.
Далее посмотрим, что произойдет, если значение диафрагмы увеличить на один полный шаг, используя компенсацию экспозиции (подробно об этом мы поговорим при рассмотрении следующего приема). На рис. 11.4 представлена еще одна фотография, а на рис. 11.5 — соответствующая ей гистограмма. Благодаря применению передержки, соответствующей одному шагу диафрагмы, диапазон яркостей сместился к правому краю гистограммы. Наиболее важный момент, на который следует обратить внимание, состоит в том, что достаточно большое количество пикселей оказываются практически или абсолютно белыми. А значит, в соответствующих частях изображения деталей очень мало или они вообще отсутствуют. Именно по этой причине недодержать диафрагму лучше, чем передержать. Воспользовавшись графическим редактором, например. Adobe Photoshop, вы сможете проявить детали в недодержанном изображении, однако если детали отсутствуют, то никаким способом их не восстановить.
Рис. 11.4.
Рис. 11.5.
Далее рассмотрим еще один вариант этой же фотографии. Он был получен при использовании компенсации экспозиции -2. Сама фотография представлена на рис. 11.6. а на рис. 11.7 отображена соответствующая ей гистограмма. Благодаря применению передержки, соответствующей двум шагам диафрагмы, диапазон яркостей сместился к левому краю гистограммы, что соответствует более темной фотографин. Обратите внимание, что некоторые пиксели оказываются практически черными. Благодаря трем приведенным гистограммам вы должны были понять, каким образом можно использовать гистограммы для оценивания того, правильно ли подобрана экспозиция фотографии.
Рис. 11.6.
Рис. 11.7.
Многие полагают, что оценить экспозицию фотографии можно и по изображению, которое представлено на ЖК-экране монитора, а не только по гистограмме. Однако это не совсем так. Если на изображение смотреть при ярком освещении, ЖК-экран будет немного размыт, поэтому изображение кажется темнее, чем есть на самом деле. Если для этого изображения ввести компенсацию экспозиции, в результате вы получите недодержанную фоюграфию. Если же для оценки экспозиции использовать гистограмму, то яркое освещение никак не помешает выбрать нужное значение экспозиции.
При рассмотрении гистограмм довольно удобна специальная увеличивающая бленда, например Xtend-a-View (www.photosolve.com).
МЕРЦАЮЩИЕ ЯРКИЕ ОТТЕНКИ
Как правило, цифровые фотоаппараты, поддерживающие использование гистограмм, также поддерживают функцию "предупреждения о ярких оттенках". Это очень удобная функция. При просмотре полученного изображения на ЖК-экране все яркие части изображения, которые оказались просто белыми, мерцают. Рассмотрим изображение и гистограмму, представленную на рис. 11.5. На ЖК-экране вся левая часть изображения будет мерцать, что указывает на то, что данная часть изображения оказалась совершенно белой.
В идеатыюй ситуации чистый белый цвет на фотографиях практически отсутствует. В качестве примера можно привести отражения на поверхности хромированного бампера автомобиля. Чаще всего белые области фотографии должны иметь определенный, пусть даже слабо заметный оттенок. Если вы всегда будете обращать внимание на мерцающие части изображения на ЖК-экране при просмотре результатов, то намного чаще будете получать хорошие фотографии, даже при достаточно сложных условиях освещения.
Чем больше пикселей соответствует правой части гистограммы, тем ярче (или светлее) оказывается фотография. И наоборот: чем больше пикселей соответствует левой части гистограммы, тем темнее оказывается фотография. Безупречной гистограммы не существует, поскольку творчески настроенные фотографы всегда получают художественные фотографии, гистограммы которых могут иметь самый необычный внешний вид. Основной вопрос в данном случае состоит в том, соответствует ли гистограмма запланированной вами в фотографии. Если это не так, измените параметры фотоаппарата и сфотографируйте еще раз.
1 -Й ШАГ. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ПРОСМОТРА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОСМОТРА
- Вам обязательно следует изучить документацию, прилагаемую к фотоаппарату, чтобы узнать, какие параметры просмотра и предварительного просмотра он поддерживает, а также какие действия вам следует выполнить, чтобы увидеть гистограмму.
Некоторые современные модели цифровых фотоаппаратов Minolta и Sony позволяют увидеть гистограмму еще до того, как фотография будет снята. Эта гистограмма соответствует текущим значениям параметров, а изображение можно оценить, посмотрев на ЖК-экран. Благодаря этому вы получаете возможность задать все необходимые значения параметров перед тем, как будет получен первый кадр! Остальные модели цифровых фотоаппаратов предлагают режим быстрого просмотра изображения. Для отображения гистограммы вам придется изменить режим предварительного просмотра, причем все эти действия выполняются уже после того как фотография снята.
2-Й ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ИЗОБРАЖЕНИЯ
- Один из первых шагов заключается в следующем: всегда заранее планируйте, как именно в конечном итоге должна выглядеть фотография. Если вы не сможете этого сделать, вам придется потратить немало времени на изучение гистограммы, чтобы оценить правильность экспозиции фотографии.
3-Й ШАГ. КОМПОНОВКА КАДРА И НАЖАТИЕ КНОПКИ СПУСКА ЗАТВОРА
- Скомпонуйте изображение в кадре. После этого нажмите кнопку спуска затвора, чтобы получить фотографию.
Если вам необходимо изменить режим работы фотоаппарата, чтобы увидеть гистограмму, имеет смысл предварительно сделать несколько снимков с разными значениями параметров, а затем выбрать наилучшую комбинацию, внимательно изучив полученную гистограмму.
4-Й ШАГ. ИЗУЧЕНИЕ ГИСТОГРАММЫ, ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ПОВТОРНАЯ СЪЕМКА
- Переведите фотоаппарат в режим просмотра, чтобы увидеть гистограмму.
- Основываясь на ваших представлениях о том, как именно в конечном итоге должна выглядеть фотография, а также на внешнем виде гистограммы, внесите необходимые изменения в значения параметров фотоаппарата, после чего сфотографируйте еще раз.
Вам стоит подумать об использовании компенсации экспозиции (об этом речь пойдет при рассмотрении приема 12), чтобы повлиять на экспозицию фотографии и соответствующую ей гистограмму.
При просмотре изображений и соответствующих им гистограмм имеет смысл удалить все неудачные фотографии, чтобы освободить место для сохранения последующих снимков.
Содержание |