Основы фотографии

         

Прием 10. Получение четких фотографий

Рис. 10.1. Исходное изображение

Рис. 10.2. Отредактированное изображение

"Award-winning Chicken"
Фотоаппарат Nikon CoolPix950, съемка с рук, эквивалентное фокусное расстояние 78 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/3,4, выдержка 1/30 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 805 Кбайт, формат JPEG.

При рассмотрении приема 9 вы узнали о том, как правильно задавать экспозицию. При изучении настоящего приема вы узнаете, как избежать второй проблемы, с которой сталкиваются многие начинающие фотографы, — проблемы получения нечетких, размытых фотографий. Кроме того, будут описаны специальные приемы, позволяющие получить фотографии с необходимой степенью "размытия" или фотографии четких объектов на размытом фоне.
Фотография, представленная на рис. 10.2, — это замечательный пример того, как Можно фотографировать при максимально неподходящих условиях и в результате получить достаточно четкую фотографию с хорошей экспозицией. Курица была сфотографирована в достаточно темном сарае. Я ставил целью использовать как можно большее значение диафрагмы, чтобы размыть крышу, расположенную за курицей, и обеспечить при этом четкость изображения головы курицы. Для того чтобы избежать появления цифрового шума, я задал значение чувствительности по ISO равным 80.

Рис. 10.3.

Из-за низкого уровня освещенности и необходимости использования относительного отверстия диафрагмы, равного 1/3,4, скорость затвора была задана равном 1/30 сек (это слишком низкая скорость для быстро перемещающегося объекта). По причине того, что курица постоянно перемещается, использование штатива оказалось просто невозможным. Если вы когда-нибудь наблюдали за поведением куриц, то прекрасно понимаете, о чем я говорю.
Немного попрактиковавшись и изучив полученные значения экспозиции с помощью ЖК-экрана цифрового фотоаппарата Nikon CoolPix 950, я снял показанную на рис. 10.1 курицу, воспользовавшись вспышкой; полученная фотография оказалась настолько четкой, насколько это вообще возможно!
А теперь обратите внимание на фотографию восхитительной лошади (рис. 10.3). В данном случае скорость затвора фотоаппарата Nikon CoolPix 950 была задана равной 1/47 сек, а относительное отверстие диафрагмы — 1/6,4. В результате скачущая лошадь оказалась очень четкой, а фон — размытым. Основное отличие от предыдущей фотографии состоит в том, что фотография изначально задумывалась размытой, а не четкой!

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗКОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ



Четкость или "размытие" фотографии зависит от целого ряда факторов. Понимание каждого из них является довольно важным, если вы устанавливаете полный контроль над конечной четкостью изображения. В данном случае мы перечислим семь наиболее важных факторов.
    - Скорость затвора. Скорость затвора — это временной интервал, на протяжении которого затвор остается открытым; чем выше скорость затвора (например, 1/500 или 1/400 вместо 1/60 или 1/30), тем меньше вероятность получения размытой фотографии. Уменьшение скорости затвора (а значит, увеличение времени, на протяжении которого он остается открытым) ведет к увеличению вероятности получения размытой фотографии, поскольку светочувствительный элемент получает возможность "записать" сведения об объекте при перемещении последнего. В результате фотография получится размытой.
    - Значение диафрагмы. Как уже отмечалось, чтобы свести "размытие" к минимуму, можно использовать высокую скорость затвора. Однако в данном случае не обойтись без принятия компромиссного решения, поскольку скорость затвора и значение диафрагмы связаны друг с другом по принципу обратной зависимости. Увеличение скорости затвора означает, что для получения того же значения экспозиции размер диафрагмы должен быть увеличен. Чем больше размер диафрагмы, тем "мельче" окажется глубина резкости, а значит, увеличена вероятность того, что часть изображения не будет в фокусе. Если вы хотите получать действительно хорошие фотографии, ни в коем случае не забывайте о том, что каждый раз вам придется принимать компромиссное решение.
    - Неподвижность фотоаппарата в момент съемки. Еще один фактор, который оказывает существенное влияние на четкость фотографии — это неподвижность фотоаппарата во время съемки. Если при малой скорости затвора фотоаппарат во время съемки находится в руках, а не закреплен на штативе, вероятность получения размытого изображения значительно возрастает.
    - Перемещение объекта и расстояние от него до фотоаппарата. Скорость и направление перемещения объекта во время съемки оказывают немаловажное влияние на то, какие именно значения параметров фотоаппарата должны быть заданы для получения действительно четкой фотографии. Чем дальше от фотоаппарата находится объект, тем меньше его перемещение по отношению к светочувствительному элементу, а значит, меньше вероятность того, что этот объект окажется на фотографии размытым.

Если требуется обеспечить максимальную глубину резкости и четкость фотографии, обязательно используйте штатив. Многие профессиональные фотографы вообще никогда не работают без него.

    - Фокусное расстояние. Чем больше фокусное расстояние, тем ближе объект кажется расположенным к фотоаппарату. Таким образом, светочувствительный элемент регистрирует больше движений объекта. Именно по этой причине использование штатива при съемке с помощью фотоаппарата с длиннофокусным объективом зачастую является обязательным условием.
    - Использование вспышки. Основная задача, которую решают при использовании вспышки, состоит в увеличении освещенности объекта или сцены, однако благодаря вспышке также можно "заморозить" движение объекта. Поскольку вспышка работает на протяжении короткого промежутка времени, она позволяет получить практически неподвижное, а значит, более четкое изображение.
    - Значение чувствительности по ISO. Значение чувствительности по ISO определяет, насколько чувствительным к свету является соответствующий элемент фотоаппарата; увеличение значения ISO позволяет использовать большие скорости затвора и получать более четкие изображения. Отрицательная сторона увеличения значения ISO состоит в том, что при этом повышается уровень цифровых шумов.

Значение чувствительности по ISO определяет, насколько быстро светочувствительный элемент фотоаппарата регистрирует свет. Например, при значении ISO 50 или 100 это происходит медленнее, чем при значении ISO 200 или 400. К сожалению, чем выше значение чувствительности по ISO, тем больше цифрового шума будет присутствовать в изображении. Если вам не Удается получить нужные результаты при достаточно высокой скорости затвора, применение более низких значений ISO часто является наиболее удачным выбором, если только цифровой шум не оказывается необходимой составляющей изображения.

Получив все эти сведения, изучите следующие восемь шагов, которые вам придется; выполнить, чтобы задать оптимальные значения параметров фотоаппарата перед съемкой. В результате вы получите фотографию именно в том виде, в котором планировалось.
Обратите внимание, что в данном случае я ничего не говорю о сфокусированной фотографии; ведь перед вами могут стоять совсем другие задачи, например, получение художественной фотографии, определенные части которой совершенно размыты. Вам может показаться, что выполнить восемь шагов перед съемкой слишком обременительно, однако вы поймете, что некоторые из них можно опустить, если вы работаете над простым снимком.

1-Й ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

Надеемся, вы уже привыкли к тому факту, что первым шагом перед съемкой всегда является определение целей. До тех пор, пока вы не определитесь, как именно должна выглядеть фотография, принять решение о выборе тех или иных параметров фотоаппарата непросто. Раньше мы уже говорили о том, что "размытие" далеко не всегда оказывается нежелательным. Более того, иногда подобные "недостатки" могут превратить полученную вами фотографию в настоящий шедевр. Поэтому прежде всего определите, насколько четкой или размытой должна быть фотография?

2-Й ШАГ. ВЫБОР РЕЖИМА ЭКСПОЗИЦИИ

После определения целей выберите наиболее подходящий режим экспозиции. Если ваша цель — получение четкого сфокусированного изображения, выберите режим экспозиции, который позволит задать высокую скорость затвора или максимальное значение диафрагмы (например 1/8,0). В результате вы получите как можно большую глубину резкости.
Помимо выбора режимов приоритета затвора или диафрагмы, существует возможность съемки с использованием не поддерживаемых вашим фотоаппаратом режимов, которые предназначены для съемки спортивных событий или пейзажей.

3-Й ШАГ. ЗАДАНИЕ РАЗМЕРА ДИАФРАГМЫ ИЛИ СКОРОСТИ ЗАТВОРА

Если вы выбрали режим приоритета диафрагмы при выполнении 2-го шага, убедитесь в том, что значение диафрагмы задано должным образом. Если выбран режим приоритета затвора, также обязательно задайте необходимое значение этого параметра. В противном случае фотоаппарат будет использовать значения параметров, которые были заданы раньше!
Если же вы выбрали один из творческих режимов экспозиции, например, режим для съемки пейзажей, спортивных событий или портрета, то можете заметить, что условия освещения не позволяют фотографировать с использованием стандартных значений параметров. В данном случае необходимо выбрать другой режим экспозиции, который позволит изменить значение диафрагмы или скорость затвора. В результате вы получите фотографию именно в том виде, в котором ее задумывали.

4-Й ШАГ. ВЫБОР РЕЖИМА АВТОФОКУСИРОВКИ И ФОКАЛЬНЫХ ТОЧЕК

В зависимости от функций, поддерживаемых вашим фотоаппаратом, вы сможете использовать определенные из них, для того чтобы сфокусировать фотоаппарат на определенном объекте. Некоторые модели цифровых фотоаппаратов позволяют выбрать область с помощью видоискателя или ЖК-экрана, которая и будет использована при фокусировке. Кроме того, некоторые модели фотоаппаратов позволяют выбирать между режимами фиксации фокусировки и непрерывной фокусировкой. Обязательно обратитесь к руководству пользователя вашего фотоаппарата, чтобы узнать, какие режимы фокусировки он поддерживает.

Выбор области фокусировки

Многие цифровые фотоаппараты предоставляют вам возможность выбирать область автоматической фокусировки. По умолчанию это центральная часть видоискателя или ЖК-экрана. Подобный подход применим в том случае, если объект съемки находится В центре кадра. Однако, если главный объект находится в другой части кадра, такой подход неприемлем.
Проверьте, позволяет ли ваш фотоаппарат выбирать область фокусировки. Как правило, для фотоаппаратов, поддерживающих соответствующую функцию, можно задавать три положения области фокусировки: слева, по центру или справа.

Если ваш фотоаппарат поддерживает только фокусировку по центру, а вам необходимо сфокусировать объектив на другую часть композиции, используйте функцию фиксации фокуса (при условии, если ваш фотоаппарат поддерживает ее). Просто наведите фотоаппарат так, чтобы интересующая вас область оказалась по центру ЖК-экрана или видоискателя, после чего нажмите кнопку фиксации фокуса. Затем скомпонуйте кадр должным образом и нажмите кнопку затвора.

Фиксация фокуса

Многие цифровые фотоаппараты содержат кнопку фиксации фокуса. Это очень полезная возможность, к которой вы будете неоднократно обращаться. Подробнее об этом вы узнаете, ознакомившись с приемом 14.

Режим съемки

Цифровые фотоаппараты позволяют выбирать между режимами фиксации фокусировки и непрерывной фокусировкой. В первом случае фокусировка выполняется один раз, после чего фокус фиксируется даже в том случае, если объект съемки перемещается. При непрерывной фокусировке фотоаппарат фокусируется до тех пор, пока не будет нажата кнопка спуска затвора.
Режим фиксации фокусировки идеален для съемки неподвижных объектов. Если его Применять при съемке движущихся объектов, то полученная вами фотография точно будет размытой. Некоторые фотоаппараты даже не позволяют сделать фотографию, если Изображение не сфокусировано. При съемке движущихся объектов обязательно используйте режим непрерывной фокусировки.

Фокусировка в режиме макросъемки

При получении фотографий в макрорежиме (с очень близкого расстояния) можно Использовать автоматическую фокусировку, в таком случае фотоаппарату потребуется Немало времени на то, чтобы сфокусироваться. Фотоаппарат будет изменять фокусное расстояние до тех пор, пока не получится четкое изображение. Природа макросъемки обусловливает то, что на подобную настройку фокусного расстояния может потребоваться немало времени, поскольку, например, фокусное расстояние должно быть изменено с одного крайнего значения на другое. Если ваш фотоаппарат поддерживает режим Макросъемки, фокусировка будет занимать намного меньше времени. Подробнее с созданием фотографий в режиме макросъемки вы ознакомитесь, изучив приемы 30 и 31.

Использование ручной фокусировки

Использование автоматической фокусировки, как правило, дает очень неплохие результаты. Однако в некоторых ситуациях вам может понадобиться "обойти" возможности своего фотоаппарата по автоматической фокусировке и воспользоваться ручной фокусировкой. Некоторые цифровые фотоаппараты, например Nikon CoolPix 950, позволяют выбрать режим ручной фокусировки и затем, воспользовавшись линейкой, задать точное расстояние от фотоаппарата к объекту. Благодаря этому можно получить довольно четкие фотографии.
ЖК-экраны и видоискатели, используемые в большинстве моделей компактных цифровых фотоаппаратов, оказываются недостаточно большими для того, чтобы вы четко видели объект, на который производится фокусировка. Таким образом, ручная фокусировка зачастую используется в том случае, если необходимо получить художественный эффект, например, размытого фона при очень четком главном объекте.

Вы никогда не получите безупречных результатов, если будете использовать режим автоматической фокусировки. Автоматическая фокусировка может оказаться совершенно неприемлемой в следующих ситуациях.
    - Объект съемки очень быстро перемещается.
    - В кадре присутствуют объекты, расположенные как близко к фотоаппарату, так и достаточно далеко от него.
    - В условиях недостаточного освещения.
    - При недостаточном уровне контраста в области фокусировки.
В подобных ситуациях вам придется делать по несколько снимков, если для этого существует возможность, также рекомендуем воспользоваться ручной фокусировкой.

5-Й ШАГ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА

После того, как значение скорости затвора определено, можно принимать решение о необходимости использования штатива. При фотографировании с помощью пленочного фотоаппарата вам не обойтись без штатива, если скорость штатива составляет меньшее значение, чем величина, обратная фокусному расстоянию. Однако в цифровых фотоаппаратах — другие принципы построения оптических схем, поэтому данное "правило" не имеет такого значения. Вам остается только одно — экспериментируйте, чтобы понять, при каких именно условиях получить хорошие фотографии без использования штатива невозможно. Существует и другой путь — применяйте штатив, где это только возможно. В данном случае качество получаемых вами фотографий обязательно возрастет.

6-Й ШАГ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОСПУСКА ИЛИ СПУСКОВОГО ТРОСИКА

Если вы фотографируете с близкого расстояния (макросъемка) при использовании больших фокусных расстояний или небольших значений скорости затвора, то обязательно заметите, что в момент нажатия кнопки спуска затвора фотоаппарат немного дрожит, даже если он закреплен на штативе. В подобных случаях попробуйте воспользоваться спусковым тросиком, если он, конечно же, у вас имеется. В противном случае обратитесь к такой функции фотоаппарата, как автоспуск, задав время задержки равным не менее, чем 2 секундам. Благодаря этому вы сможете избежать необходимости нажимать кнопку спуска затвора при получении фотографии.

Порой случается так, что фотоаппарат на протяжении определенного времени не может сфокусироваться, поскольку для фокусировки выбран недостаточно контрастный объект. В подобной ситуации наведите фотоаппарат на другую часть сцены, находящуюся на том же расстоянии, после чего воспользуйтесь функцией фиксации фокуса, если она поддерживается вашим фотоаппаратом. Подробные сведения об этой функции вы получите, ознакомившись с приемом 14.

7-Й ШАГ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПЫШКИ

Зачастую кратковременная яркая вспышка используется для того, чтобы избежать "размытия" изображения из-за движения объекта съемки или дрожания фотоаппарата в руках. Если вам не удается получить четкую фотографию при использовании стандартных параметров, подумайте о дополнительном применении вспышки. Более подробно об этом мы поговорим при обсуждении приема 15.

Использование автоматического спуска — неплохой способ избежать дрожания фотоаппарата при нажатии кнопки спуска затвора. Однако иногда это не позволяет получить снимок именно в тот момент, когда необходимо. В подобных ситуациях просто незаменим спусковой тросик.

8-Й ШАГ. ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ISO

Если условия освещенности не позволяют вам использовать значения параметров, требующиеся для того, чтобы избежать "размытия" фотографии, подумайте об изменении значения чувствительности по ISO. Большее значение ISO позволит чувствительному элементу быстрее зарегистрировать падающий свет, а значит, вы сможете использовать большую скорость затвора.
На этом мы завершаем главу 2. В главе 3 мы поговорим об использовании специальных функций, поддерживаемых большинством цифровых фотоаппаратов.

Несмотря на то, что увеличение значения чувствительности по ISO (например с 200 до 400) позволит вам фотографировать с большей скоростью затвора даже при невысоком уровне освещенности, это также приведет и к увеличению цифрового шума в изображении. До тех пор, пока вам действительно не понадобиться наличие шума в изображении, старайтесь выбирать как можно меньшее значение ISO.


Содержание раздела