Основы фотографии

         

Прием 9. Определение необходимой экспозиции

Рис. 9.1. Исходное изображение

Рис. 9.2. Отредактированное изображение

"After Sunset in Sedona, Arizona"
Фотоаппарат Nikon CoolPix950, съемка с рук, эквивалентное фокусное расстояние 39 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/7,4, выдержка 1/793 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 701 Кбайт, формат JPEG.

Одним из наиболее распространенных недостатков фотографий является их неправильная экспозиция; второй недостаток состоит в том, что фотографии зачастую не сфокусированы. Фотографию иногда характеризуют как искусство запечатления света, поэтому при съемки важно уметь правильно задавать экспозицию. Изучите фотографию, представленную на рис. 9.2. Ознакомившись с приемом, описанным в данной главе, вы научитесь выполнять шесть шагов, которые помогут получить "правильную" экспозицию. Однако вначале обратим ваше внимание на некоторые распространенные заблуждения.

1 -Е ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ВСЕГДА МОЖНО ПОЛУЧИТЬ НЕОБХОДИМУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ

Многие начинающие фотографы, а также те, которые фотографируют относительно Давно, уверены, что должны всегда получать хорошие снимки. Если что-то не получается, обвиняют себя или ищут недостатки в фотоаппарате.
Однако причина в другом: всегда можно сделать фотографию, однако не всегда освещение оказывается подходящим для получения необходимой экспозиции.
Получить фотографию с хорошей экспозицией в некоторых ситуациях оказывается просто невозможно. Тремя наиболее распространенными проблемами оказываются следующие: объект освещен слишком ярким светом, имеющегося света недостаточно для освещения объекта, между темными и светлыми областями слишком высокий контраст. В любом из этих случаев вы не сможете рассчитывать на получение хорошей фотографии до тех пор, пока не измените освещение. Иногда для этого потребуется вспышка, диффузор, фильтр и даже облака (поскольку они закрывают солнце).
На рис. 9.3 представлена фотография черного автомобиля Packard 1942 года. К сожалению, тот день, когда я фотографировал этого красавца, оказался очень ярким и солнечным. Сняв несколько кадров, я понял, что хромированные и блестящие части автомобиля на фотографии оказываются просто белыми. Получить качественную фотографию при почти белом небе и черном автомобиле просто невозможно. Однако когда я уже упаковал фотоаппарат, мне повезло: на небе появились облака. Достаточно плотные облака частично закрыли солнце, временно создав идеальные условия для съемки, чем я сразу и воспользовался!

Рис. 9.3.



Фотография украшения на капоте автомобиля, представленная на рис. 9.4, — замечательный пример того, к чему может привести избыточное освещение. Несмотря на то, что экспозиция была задана для яркой фигурки, эта фигурка все равно оказалась практически белой, а автомобиль совсем не кажется черным.

Рис. 9.4.

На рис. 9.5 приведена фотография, полученная внутри старой церкви. В данном случае освещения явно недостаточно, для того чтобы осветить стены, даже если снимать со штатива и использовать высокое значение чувствительности по ISO. Потолок слишком высок, чтобы его можно было осветить с помощью встроенной вспышки фотоаппарата. Таким образом, это место не очень подходящее для получения действительно качественных фотографий.

Рис. 9.5.

Фотографии, представленные на рис. 9.6 и 9.7, — это удачные примеры сцен, требующих большего диапазона экспозиций, чем могут обеспечить современные цифровые (да и пленочные) фотоаппараты. Как это ни странно, однако получить хорошую фотографию на расположенном неподалеку поле для игры в гольф оказалось совсем непросто. На рис. 9.6 представлены результаты измерения экспозиции в нижней части кадра, в результате небо оказалось размытым. При другой съемке, представленной на рис. 9.7, экспозиция была задана по небу, из-за чего все изображение в целом оказалось темным.

Рис. 9.6.

Рис. 9.7.

Если существует возможность выбора времени и места съемки, обязательно ответьте на следующий вопрос: достаточно ли текущих условий освещения для того, чтобы получить фотографию с хорошей экспозицией, или же для этого необходимо другое время суток или вообще место съемки? Порой вам не будет оставаться ничего другого, как просто фотографировать. Однако если у вас есть возможность, подбирайте время суток таким образом, чтобы освещение работало на вас, а не против вас.

В случае очень широкого диапазона экспозиций (см. фотографии, представленные на рис. 9.6 и 9.7) неплохих результатов можно достичь, скомбинировав две фотографии с помощью графического редактора, например, Adobe Photoshop. Кроме того, для получения подобного эффекта можно использовать специальный нейтральный фильтр, который одевается на объектив фотоаппарата.

2-Е ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ВСТРОЕННЫЙ ЭКСПОНОМЕТР ФОТОАППАРАТА ВСЕГДА РАБОТАЕТ БЕЗУПРЕЧНО

Многие считают, что очень сложные экспонометры, которыми оснащаются современные цифровые фотоаппараты, всегда позволяют получить фотографию с правильно заданной экспозицией. Однако подобное мнение ошибочно! Это не так по целому ряду причин. Во-первых, некоторые сцены настолько сложны, что только человеческий мозг сможет дать им правильную оценку. Наиболее сложными для встроенных экспонометров сценами оказываются "белый объект на ярком фоне" и "черный объект на темном фоне". В качестве примера можно привести белоснежного снеговика, стоящего посреди заснеженного поля, или черную кошку, сидящую на куче угля. Если проанализировать подобные сцены, то можно прийти к выводу, что единственная возможность для цифрового фотоаппарата правильно задать экспозицию — это различить снеговика и кошку и определить, что они являются абсолютно белой и черной фигурой, соответственно.
Вторая причина, по которой встроенный экспонометр может не задавать нужного значения экспозиции, зависит от вас! Как пользователь цифрового фотоаппарата, вы можете просто не совсем корректно использовать все функции экспонометра. Подробнее о применении разных функций экспонометра вы узнаете, овладев приемами 11, 12 и 13.

3-Е ЗАБЛУЖДЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ ВСЕГДА НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫ

Не правда ли, что получить хорошую фотографию при очень ярком освещении в полдень невозможно, поскольку подобное освещение иначе, как просто отвратительным, назвать нельзя? Также, отмечали вы, съемка при низком уровне освещения невозможна. А о съемке в дымке или в туманную погоду не может идти и речи. Это лишь несколько примеров "правил", которым следуют некоторые фотографы. Да, в полдень освещение слишком яркое, а поскольку оно направлено сверху, то появляющиеся при этом немногочисленные тени можно достаточно эффективно использовать для подчеркивания деталей.
Действительно, съемку в дымке или в туманную погоду ни при каких условиях легкой задачей не назовешь. Однако если вы будете постоянно избегать подобных ситуаций, то лишите себя возможности получить немало интересных фотографий. На рис. 9.8 представлена фотография, полученная мною в туманную погоду в Северной Каролине. Это восхитительное место для съемки в любое время суток, но я очень люблю фотографировать ранним утром, когда резкая смена температуры приводит к появлению тумана!

Рис. 9.8.

ПОИСК ПОДХОДЯЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ

Ознакомившись со своим фотоаппаратом и сформировав свой собственный взгляд на оКружающий мир, вы наверняка найдете способы получения замечательных фотографий, даже если условия освещения не очень удачны. Приведем некоторые рекомендации, касающиеся нахождения "хорошего" освещения. "Золотым" временем для съемки является восход и закат солнца. Я называю эти часы "золотыми", поскольку именно тогда мягкий свет от восходящего или заходящего солнца способен оживить самые ужасные фотографии. Это время также удачно для съемки по той причине, что свет распространяется под относительно небольшим углом по отношению к поверхности земли. В результате вы получите восхитительные тени, достичь которых невозможно при съемке в яркий полдень. Если необходимо сфотографировать объект при прямом или боковом освещении или получить его силуэт, это время лучшее для съемки.
Старайтесь не пропускать солнечные дни с ярко-голубым чистым небом, поскольку они предоставляют уникальную возможность получить немало интересных фотографий. Голубое небо намного проще фотографировать, чем практически белое небо при слепящем свете. В зависимости от того, где вы находитесь, большинство дней могут характеризоваться, например, голубым небом, в другой точке планеты ситуация будет иной. Например, на Гавайских островах я практически всегда видел голубое небо, а когда жил в Англии, то на протяжении нескольких месяцев созерцал "белое" небо. Поскольку английское небо редко бывает слишком ярким, оно также позволяет получать неплохие фотографии.
Смена погоды приводит к достаточно интересным условиям освещения. Очень многие замечательные фотографии природы получены именно в такое время. Небо, которое становится чистым после грозы, или лучи солнца, проходящие через темное облако, позволяют получить замечательные фотографии даже в том случае, когда вам приходится скрывать фотоаппарат под зонтом. Не стоит оставаться дома только из-за плохой погоды. Обязательно воспользуйтесь преимуществами освещения во время смены погоды и даже ненастья.
Итак, об основных заблуждениях вы теперь знаете. Кроме того, мы рассмотрели способы нахождения удачных условий освещения для съемки. Теперь можно выполнить шесть шагов, чтобы получить хорошую экспозицию при работе с цифровым фотоаппаратом.

1 -Й ШАГ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО ВНЕШНЕГО ВИДА ФОТОГРАФИИ

Такого понятия, как "безупречная" экспозиция, просто не существует. Идеальная экспозиция — это та, которая идеально подходит для создания нужной атмосферы на фотографии. Мое видение фотографии было проиллюстрировано на рис. 9.2: я стремился подчеркнуть как можно больше теней в области скал, а также воспроизвести максимальное количество деталей на белых облаках. Кто-нибудь, стоящий рядом со мной, мог увидеть эту сцену совсем по-другому. Например, воспроизвести Детали в области скал и практически не обращать внимания на облака. Вам обязательно следует научиться быстро представлять конечный вид фотографии. Только после этого можно задавать те или иные значения параметров фотоаппарата, чтобы получить экспозицию, которая будет "безупречной" для получения фотографии в том виде, в котором вы запланировали.

2-Й ШАГ. ВЫБОР РЕЖИМА ЭКСПОЗИЦИИ

Многие современные модели цифровых фотоаппаратов предлагают немало различных режимов экспозиции. Существует ручной режим съемки, при котором пользователь может самостоятельно задать значение всех необходимых параметров или использовать значения, которые использовались при предыдущей съемке. В современных фотоаппаратах имеются также различные автоматические режимы, при которых значения всех параметров оптимизированы для получения фотографий определенного типа. При этом автоматически задаются не только значения диафрагмы и скорость затвора, но и целый ряд других параметров. В качестве примера можно привести автоматическое использование вспышки, подавление эффекта "красных глаз", режим непрерывной фокусировки, режим измерения экспозиции, значение чувствительности по ISO и т.д.
Преимущество автоматических режимов экспозиции состоит в том, что они предоставляют возможность контроля над процессом фотографирования во время съемки. Некоторые режимы достаточно полезны, в то время как другим найти применение непросто. Вы обязательно столкнетесь с такой ситуацией, когда при использовании ряда режимов фотоаппарат даже не позволит сделать фотографию, т.к. посчитает, что при текущих условиях освещения экспозиция окажется неудовлетворительной в соответствии с "правилами" оценки экспозиции для выбранного режима.
Недостаток автоматических режимов состоит в том, что они используют специальные "правила" для определения нужных значений параметров, однако не принимается во внимание то, как именно выглядит объект или сцена. Именно по этой причине вы сможете получать намного более качественные фотографии после того, как разберетесь в особенностях использования того или иного автоматического режима экспозиции, поддерживаемого вашим фотоаппаратом. Кроме того, некоторые автоматические режимы допускают незначительную коррекцию значений некоторых параметров. Ниже приведено описание наиболее распространенных режимов экспозиции, поддерживаемых цифровыми фотоаппаратами. Для того чтобы ознакомиться с режимами экспозиции, поддерживаемыми вашим фотоаппаратом, обратитесь к прилагаемой документации. Особое внимание обратите внимание на таблицу, в которой представлены параметры, доступные для определенного режима, а также описание каждого режима съемки.
    - Автоматический режим. Существуют две разновидности автоматического режима — режим, позволяющий изменять значения некоторых параметров, и режим, не позволяющий этого делать. Выберите один из них, когда требуется быстро получить фотографию с неплохой экспозицией. Я не являюсь поклонником автоматических режимов экспозиции, однако мне известны фотографы, которые используют подобные режимы практически постоянно; при этом они получают просто замечательные фотографии. Если при съемке вы будете отдавать предпочтение автоматическим режимам экспозиции, они вас будут вполне устраивать. Можно ли получить более качественные фотографии при использовании другого режима экспозиции, например, приоритета диафрагмы или затвора? Ответ на этот вопрос вы сможете дать самостоятельно, когда обретете опыт работы со своим фотоаппаратом, а также снимите достаточное количество фотографий.
    - Режим приоритета диафрагмы. Этот режим позволяет задавать значение диафрагмы, после чего фотоаппарат автоматически выбирает скорость затвора, необходимую для получения хорошей экспозиции. Если для вас важна глубина резкости на фотографии, отдавайте предпочтение именно этому режиму съемки.
    - Режим приоритета затвора. Данный режим позволяет задавать скорость затвора, после чего фотоаппарат автоматически выбирает значение диафрагмы, необходимое для получения хорошей экспозиции. Этот режим особенно полезным оказывается при съемке быстро движущихся объектов, а также если необходимо контролировать степень "размытия" изображения.
Например, если вы фотографируете движущийся объект, который на фотографии может "замереть" при скорости затвора 1/500 сек, задайте скорость затвора, равной 1/200 сек. Фотоаппарат самостоятельно подберет требуемое значение диафрагмы. Или, возможно, вам необходимо навести фотоаппарат на движущийся объект, чтобы последний выглядел очень четко, а фон — размытым. В данном случае задайте скорость затвора равной 1/30 или 1/60 сек. Фотоаппарат самостоятельно подберет нужное значение диафрагмы.

При выборе одного из автоматических режимов экспозиции учитывайте, какие именно значения параметров задаются при том или ином режиме, причем не только значения диафрагмы и скорости затвора, но и других параметров. Например, вы можете не использовать вспышку, однако ваш фотоаппарат всегда применяет ее при выборе режима съемки портрета. Или же при выборе режима автоматической экспозиции фотоаппарат для получения нужной экспозиции автоматически повышает значение чувствительности no ISO с 50 до 400, в результате в фотографии появится ненужный цифровой шум. Изучите документацию к вашему фотоаппарату, чтобы получить как можно больше сведений о всех доступных режимах экспозиции и в дальнейшем избежать неприятных неожиданностей.

    - Другие творческие режимы. К творческим относятся режимы, предназначенные для съемки портретов, спортивных событий или пейзажей. При выборе любого из этих режимов вы предоставляете фотоаппарату возможность автоматически задавать значения практически для всех параметров съемки. Затем при использовании некоторых режимов вам предоставляется возможность подкорректировать значения некоторых параметров. Если вы выберите специальный режим для съемки портрета, фотоаппарат автоматически задает значения параметров, идеальные для получения портретов одного определенного типа. Если же вы решили подойти к съемке портрета творчески, отдайте предпочтение режиму приоритета диафрагмы.
При переходе от одного из творческих режимов (например, режима съемки спортивных событий) к другому (например, режиму приоритета затвора) вы не сможете воспользоваться таким преимуществом, как автоматическое задание фотоаппаратом значения наиболее важных параметров. Например, если вы раньше снимали при использовании режима фиксации фокусировки, а затем при съемке спортивных событий решили воспользоваться режимом приоритета затвора, то обязательно выберите режим непрерывной фокусировки, если, конечно, он поддерживается вашим фотоаппаратом.
    - Ручной режим. Для установления полного контроля над всеми параметрами фотоаппарата используйте ручной режим экспозиции. Несмотря на то, что этот режим вы вряд ли будете использовать очень часто, ознакомившись со следующими приемами, вы придете к выводу, что ручной режим экспозиции и гистограмма обеспечивают полный контроль над фотоаппаратом, что в некоторых случаях оказывается просто незаменимо.

3-Й ШАГ. ВЫБОР РЕЖИМА ИЗМЕРЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

Практически все цифровые фотоаппараты предлагают несколько режимов измерения экспозиции. Выбор определенного режима измерения экспозиции поможет вам контролировать то, как именно фотоаппарат определяет характеристики освещения при съемке. В большинстве цифровых фотоаппаратов используется один относительно сложный метод измерения экспозиции — матричный (или оценочный). Он замечательно справляется с определением условий освещения практически во всех случаях. Мне известно немало хороших фотографов, которые всегда используют именно этот режим измерения экспозиции.
Если матричный режим измерения экспозиции не дает ожидаемых результатов, используйте другие режимы, поддерживаемые вашим фотоаппаратом. Достаточно чаете; используемым режимом является центрально-взвешенный режим измерения экспозиции. Принцип его работы полностью соответствует названию: данные об освещенности считываются по всей площади, однако основное внимание уделяет освещенности в центре. Этот режим оказывается очень удобным, если необходимо сфотографировать объект, находящийся в центре сцены. При этом обеспечивается необходимая экспозиция, а окружающие области или фон характеризируются совсем другим уровнем освещения.
Достаточно часто используется и точечный режим измерения экспозиции, при котором данные об освещенности считываются только в относительно небольшой части сцены (как правило, это центр сцены). Некоторые фотоаппараты позволяют при этом считывать данные об освещенности в точке автоматической фокусировки.
Несмотря на все эти рекомендации, относящиеся к общин режимам экспозиции, вам обязательно следует изучить особенности различных режимов, поддерживаемых именно вашим фотоаппаратом. В результате, вы сможете получать действительно высококачественные фотографии.
Если вы решили применить точечный режим измерения экспозиции, то узнайте, как использовать фиксацию экспозиции (об этом подробнее мы поговорим при обсуждении приема 13). Овладев приемом 12, вы научитесь использовать компенсацию экспозиции, а также брекетинг. Оба указанных приема особенно важны, если необходим полный контроль над тем, как фотоаппарат задает значение экспозиции.

4-Й ШАГ. ПОЛУЧЕНИЕ ФОТОГРАФИИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Задав все необходимые, на ваш взгляд, значения параметров фотоаппарата, сделайте снимок.
Изучив полученные результаты, определите, насколько полученная вами фотография отличается от того, что именно вы планировали получить. Эффективным средством, которое поможет вам получить необходимую экспозицию, является гистограмма, подобная той, которая отображена на ЖК-экране фотоаппарата Canon PowerShot G2 (рис. 9.9). Из всех средств, поддерживаемых моим фотоаппаратом, я нахожу гистограмму самой полезной. Я изучаю ее при фотографировании практически всех кадров. Более подробно об использовании гистограммы для получения нужной экспозиции вы узнаете, ознакомившись с приемом 11.

Рис. 9.9.

Некоторые цифровые фотоаппараты также предлагают и подробный режим просмотра, в котором вы сможете сразу увидеть, в каких именно областях фотографии значение экспозиции оказалось слишком большим. Эта информация просто незаменима, если в дальнейшем требуется коррекция экспозиции. Обязательно проверьте, поддерживает ли ваш фотоаппарат подобный режим просмотра.

При просмотре полученных фотографий на ЖК-экране фотоаппарата подумайте о том, чтобы сразу удалить неудачные снимки. В результате вы освободите пространство, которое в дальнейшем можно будет использовать для съемки действительно интересных моментов.

5-Й ШАГ. НАСТРОЙКА ЭКСПОЗИЦИИ

Значительное преимущество цифровых фотоаппаратов состоит в том, что у вас появляется возможность сфотографировать, а также просмотреть полученную фотографию и данные EXIF, после чего быстро внести изменения, необходимые для получения необходимой экспозиции. Определив, какие именно изменения будут вносится, немедленно сделайте это. Многие цифровые фотоаппараты предлагают дополнительные средства, значительно упрощающие внесение подобных изменений. Наиболее полезными оказываются компенсация экспозиции, а также точечный режим измерения с фиксацией экспозиции. Подробно об использовании компенсации экспозиции вы узнаете, ознакомившись с приемом 12, а точечный режим измерения с фиксацией экспозиции — основная тема при описании приема 13. Вам обязательно следует изучить эти достаточно сложные приемы.

При определении экспозиции выбирайте такие значения параметров, при которых яркие области в изображении не окажутся просто белыми. Любая часть изображения, которая становится абсолютно белой, по определению не может содержать никаких деталей. Вы получите лучшие результаты, если добьетесь нужной детализации ярких областей, а темные области в дальнейшем обработаете с помощью графического редактора. Этот подход не применим втом случае, если требуется получить "белое" изображение, на котором детали убираются специально — остаются лишь слабые тени (см. подробно прием 45).

6-Й ШАГ. ПОВТОРНАЯ СЪЕМКА

Если после просмотра полученных результатов вы пришли к выводу, что вам необходимо внести некоторые изменения в параметры фотоаппарата, выполните это, после чего повторно снимите заинтересовавшую вас сцену. Вам может понадобиться повторить эти действия несколько раз, прежде чем вы получите снимок именно в том виде, в котором он вам необходим. Не стоит переживать о количестве полученных фотографий, ведь при использовании цифрового фотоаппарата это ничего не стоит! Фотографируйте снова и снова!

При фотографировании быстроизменяющихся объектов и сцен подумайте об использовании автоматического брекетинга. В этом режиме фотоаппарат автоматически изменяет экспозицию в пределах указанного вами диапазона сразу после того, как будет нажата кнопка спуска затвора. Подробнее об использовании автоматического брекетинга мы поговорим при обсуждении приема 12.


Содержание раздела