Основы фотографии



Прием 7. Компоновка кадра

Рис. 7.1. Исходное изображение

Рис. 7.2. Отредактированное изображение

"Excalibur Hotel-Casino"
Фотоаппарат Nikon CoolPix 950, закреплен на штативе, эквивалентное фокусное расстояние 111 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/4,0, выдержка 1/7 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 718 Кбайт, формат JPEG.

Разница между человеком с фотоаппаратом и фотографом состоит в следующем: фотограф видит то, что другие просто не замечают, он способен правильно скомпоновать будущую фотографию, он умеет видеть заинтересовавшую сцену под нужным углом. Самое важное в успешном овладении приемами фотографии — это умение видеть. Этому умению нельзя научиться по книгам, его можно сравнить с озарением. Однако некоторые подсказки могут оказаться полезными. Для начала ознакомимся с некоторыми базовыми принципами фотографии. При съемке фотографий не забывайте о важности выполнения всех восьми перечисленных ниже шагов.

1-Й ШАГ. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ПРАВИЛА ТРЕТЕЙ"

"Правилу третей" должен неукоснительно следовать каждый фотограф. ЖК-эркан или область видоискателя фотоаппарата разделите на девять частей, чтобы получить сетку, подобную той, которую рисуют при игре в "крестики-нолики", прием ориентация фотографии в данном случае особой роли не играет. После этого полученную воображаемую сетку следует использовать для правильного размещения объектов в кадре, как показано на примере фотографии, представленной на рис. 7.3. При фотографировании сцены, содержащей линию горизонта, последняя должна совпадать с одной из горизонтальных линий воображаемой сетки. При съемке фокус должен соответствовать одной из точек пересечения линий сетки. Пример фотографии того же объекта с размещением в фокальной точке в центре, а также в точке пересечения линий сетки, приеден на рис. 7.4. Какая фотография лучше? Если она следует "правилу третей", с ней все порядке. В противном случае ее можно просто выбросить.

Рис. 7.3.

Рис. 7.4.

2-Й ШАГ. КОМПОНОВКА ИЗОБРАЖЕНИЙ С ПОДЧЕРКИВАНИЕМ ЛИНИЙ, ФОРМ И УЗОРОВ

Хорошо скомпонованная фотография должна привлекать внимание благодаря линиям, формам и узорам, а не только благодаря основному объекту. На рис. 7.5 показан фрагмент потолка в одном из музеев. Это замечательный пример того, насколько прекрасными могут быть даже простые линии. В то же время на рис. 7.6 показан повторяющийся узор (решетка на передней части старого грузовика Ford). Если вы посмотрите на фотографию, возникнет ли у вас вопрос о том, что же на ней изображено? Будете ли вы затем сравнивать разные части, чтобы понять, насколько симметрия оказывается безупречной? Если да, значит фотография привлекла ваше внимание, т.е. вляется действительно хорошей.

Рис. 7.5.

Рис. 7.6.

3-Й ШАГ. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА В "РАМКЕ"

Если это возможно, старайтесь всегда помещать объект в рамку. Например, сделайте несколько шагов назад, чтобы в роли рамки выступили ветви стоящих слева и справа деревьев. Если вы фотографируете спортсмена во время выступления, подумайте, как его можно заключить в "рамку" из зрителей или других спортсменов. Эти люди помогут привлечь внимание зрителя ко всей сцене в целом. При взгляде на фотографию, представленную на рис. 7.7, у зрителя возникает ощущение, что он смотрит через окно автомобиля. Благодаря этому поступает намного больше информации: виден не только объект съемки, но и внутренняя часть салона старого грузовика.

Рис. 7.7.

4-Й ШАГ. СЪЕМКА ОСНОВНОГО ОБЪЕКТА ИЛИ ФОНА

К чему именно на фотографии прежде всего следует привлечь внимание — к основному объекту или окружающему его фону? На этот вопрос вам придется отвечать достаточно часто. Если вам уже приходилось работать с графическим редактором (Adobe Photoshop Elements, Adobe Photoshop, Paint Shop Pro или др.). то вы с легкостью ответите на этот вопрос. С помощью практически любого графического редактора вы сможете скомпоновать части разных изображений.
Очень часто вы будете видеть потрясающие фотографии заката или рассвета, однако вы просто не будете знать, где именно можно использовать замечательное изображение неба. Точно так же вам будут встречаться восхитительные сцены, небо в которых выглядит просто ужасно. Например, это может быть простое небо без малейшего облачка, а может и "белое" небо, которое не привносит в фотографию ничего нового. Используя графический редактор, вы сможете перенести замечательное небо на очень хорошую фотографию, заменив неудачный вариант! Итак, если у вас есть такая возможность, фотографируйте отдельные интересные объекты, после чего компонуйте их для получения восхитительных изображений. Пример фотографии неба, коротая затем использовалась для добавления удачного варианта к фотографии фермы, приведен на рис. 7.8.

Рис. 7.8.

Если вы фотографируете только отдельные объекты, подумайте, как можно использовать эти фотографии наиболее эффективно. Например, небо, показанное на рис. 7.8, насыщенно цветами, но оно слишком темное. Такое изображение неба можно добавлять ко многим фотографиям, поэтому я снял еще четыре дополнительных фотографии, постепенно увеличивая экспозицию для осветления. Все эти фотографии вы на найдете в папке Autorun\Shell\Info\chapter-images\chap02\07\extras на компакт-диске.

5-Й ШАГ. СЪЕМКА С КАДРИРОВАНИЕМ

Желание целиком сфотографировать весь объект кажется совершенно естественным. Если объектом съемки оказывается клоун, то его хочется сфотографировать во весь рост или хотя бы по пояс. Однако подумайте о кадрировании фотографии объекта (рис. 7.9). Точно так же при фотографировании человека, играющего на банджо, задумайтесь над тем, чтобы сфотографировать только его руки и инструмент (рис. 7.10). Очень часто такой подход позволяет получить действительно очень интересные изображения!

Рис. 7.9.

Рис. 7.10.

6-Й ШАГ. СЪЕМКА ПРИ РАЗНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ФОТОАППАРАТА

К моему немалому удивлению, немногие начинающие фотографы при съемке поворачивают фотоаппарат на 90°, чтобы получить фотографию с книжной ориентацией, когда ее длинная сторона оказывается вертикальной. Однако съемку именно в таком положении фотоаппарата обусловливает целый ряд причин. Некоторые объекты или даже целые сцены оказываются "вертикальными", а значит, их следует и фотографировать должным образом. В то же время другие объекты по своей природе оказываются "горизонтальными", их также следует фотографировать соответствующим образом. Однако не забывайте и о съемке с помощью фотоаппарата, который поворачивается на произвольный угол. На рис. 7.11 представлен пример фотографии автомобиля Ford Thunderbird 1956 года. Я ничего не имею против "вертикальной" фотографии, однако не хочу, чтобы автомобиль оказался слишком маленьким, поэтому сфотографировал его под другим углом.

Ваш выбор ориентации фотоаппарата существенно повлияет на область применения фотографии. Если вы планируете размещать фотографию на обложке журнала, вам следует отдать предпочтение "вертикальной" ориентации фотоаппарата. Если фотография будет использоваться в календаре, убедитесь в том, что фотоаппарат при съемке ориентирован должным образом. Если вы не определились с назначением, просто создайте фотографии под обоими углами.

Рис. 7.11.

7-Й ШАГ. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ИЗ РАЗНЫХ ТОЧЕК

Окружающий мир мы воспринимаем с высоты своего роста. Таким образом, можно говорить о стандартной точке наблюдения. Однако при съемке вам ничто не мешает рассматривать объект съемки с разных точек, благодаря чему объекты будут смотреться совершенно удивительно. Например, просто лягте на землю (при этом вы сможете понять, как видят окружающий мир дождевые черви), чтобы сфотографировать вызвавший интерес объект в определенном ракурсе. Или, наоборот, сфотографируйте объект сверху (так сказать, с высоты птичьего полета). Фотографии, представленные на рис. 7.12 и 7.13, иллюстрируют то, насколько по-разному может выглядеть один и тот же объект при фотографировании с различных точек. Какая из этих фотографий вам нравится больше всего?

Рис. 7.12.

Рис. 7.13.

8-Й ШАГ. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИДЕЙ ПО КОМПОНОВКЕ

Если вы завершили выполнение первых семи шагов этого приема, то уже могли сформулировать собственный набор правил компоновки изображений. Высказанные вами идеи могут касаться качества освещения, расстояния до объекта съемки, степени искажения объекта на фотографии, угла наблюдения, глубины резкости и т.д. Чем больше идей у вас возникнет и чем больше вы будете фотографировать, тем выше вероятность того, что вам удастся разработать собственный стиль фотографирования, а значит, вы сможете создавать абсолютно оригинальные фотографии.
Я очень надеюсь на то, что этот прием вам действительно понравился. Чем быстрее вы научитесь представлять будущие фотографии, тем быстрее сможете получать действительно хорошие снимки.

Фотография становится настоящим увлечением для огромного количества людей, которые способны приобрести последние достижения фототехники. Для того чтобы ваши фотографии отличались от других, научитесь фотографировать самые простые объекты и сцены иначе, чем это делают другие фотографы. Залог хорошей фотографии — это фотограф, его знания и умения, а не техника.


Назад Начало Вперед



Книжный магазин