Изучив материал главы 1, вы ознакомились с особенностями своего фотоаппарата и готовы получать снимки высокого качества. В настоящей главе вы найдете немало советов и общих идей, которые помогут вам получить действительно замечательные фотографии. Ознакомившись с приемом 6, вы узнаете, куда направляться и что именно фотографировать. Изучив прием 7, вы получите несколько советов по компоновке изображения. Прием 8 научит выбирать объектив и задавать фокусное расстояние. Овладев приемами 9 и 10, вы будете знать, как решать две наиболее важные задачи в мире фотографии — подбирать экспозицию и получать хорошо сфокусированные изображения.
Итак приступим. Перед вами опять два изображения
Рис. 6.1. Исходное изображение
Рис. 6.2. Отредактированное изображение;
"Wedding Dinner Glasses"
Фотоаппарат Nikon CoolPix 950, расположен на столе, эквивалентное фокусное расстояние 39 мм, относительное отверстие диафрагмы 1/2,6, выдержка 1/80 сек, чувствительность по ISO 80, разрешение 1600x1200 пикселей, размер файла 618 Кбайт, формат JPEG.
В большинстве журналов и книг, посвященных фотографии, используются вызывающие немое восхищение фотографии, полученные, как это ни странно, в самых повседневных ситуациях. Да, вам совсем не обязательно отправляться в Африку, погружаться со специальным фотоаппаратом на дно океана или посещать Галапагосские острова, чтобы сделать интересные фотографии. Можно начать с собственного дома или квартиры, а также с тех, мест, которые вы наиболее часто посещаете: парковой аллеи, зоопарка или даже вашего собственного дворика. Для получения хороших фотографий достаточно просто увидеть сцену, а затем удачно скомпоновать фотографию, на которой, например, изображены обычные бокалы для вина (рис. 6.2).
Много лет назад, когда я учился, всем студентам на курсе выдали но свече. Когда свечи были зажжены, мы получили задание: описать свои наблюдения за горящей свечой, причем количеством не менее 200. Через тридцать минут многие из нас были удивлены, что, как оказалось, довольно легко отметить 200 и даже более различных моментов, связанных с горящей свечой.
Основная цель этого упражнения— научиться "видеть". Задача, которую вы должны с легкостью решать после ознакомления этим приемом — творчески смотреть через видоискатель фотоаппарата и получать несколько сотен фотографий в результате выполнения восьми шагов.
1-Й ШАГ. СЪЕМКА В ПОМЕЩЕНИИ
Независимо от того, живете вы в небольшой квартире или огромном доме, в сельской местности или на двадцатом этаже высотного дома, вы всегда найдете, что снимать. Преимущество съемки в помещении состоит в том, что вы оказываетесь близко к своему компьютеру. Это означает, что вы можете сфотографировать, потом загрузить фотографии в компьютер, оценить их, снова сфотографировать и вновь оценить. В результате вы быстро получите замечательные фотографии в помещении. Я убежден, что вы будете удивлены тем, как много вы узнаете, отсняв несколько сотен кадров дома. Попробуйте, и вы убедитесь в этом.
Дома я чаще всего фотографирую (за исключением трех серых котов) стеклянные бутылки, растения, продукты питания, которые находятся на кухне. Фрукты, овощи (например, болгарский перец или обычный картофель), бутылки с подсолнечным маслом, специи — все это достаточно интересные объекты для съемки. Во время съемки обязательно обращайте внимание на освещение. Подумайте также, как его можно изменить, используя шторы, дополнительные источники света или просто фотографируя в другое время дня. Два примера фотографий, которые я сделал у себя дома, представлены на рис. 6.3 и 6.4.
Рис. 6.3.
Рис. 6.4.
2-Й ШАГ. СЪЕМКА НА ЗАДНЕМ ДВОРЕ
Поскольку вы наверняка хорошо знакомы со своим задним двором, он может казаться вам не самым подходящим местом для съемки. Конечно, ваш двор может оказаться 200-ми акрами восхитительного леса, окруженного водопадами и дикими животными. Конечно, в данном случае несложно снять не одну замечательную фотографию. Как бы там ни было, я предлагаю вам выйти с фотоаппаратом во двор и попытаться найти что-то интересное для съемки.
Для того чтобы научиться оценивать фотографии после их загрузки в компьютер, попробуйте посмотреть на них с различных точек зрения: насколько они хорошо сняты, привлекают ли они внимание зрителя, насколько вообще они являются художественными? На рис. 6.5. приведен пример фотографии моей кошки, а также статуи, находящейся во дворе. Ну и как вы ее оцениваете?
Рис. 6.5.
Если посмотреть на эту фотографию с точки зрения качества съемки, то даже мои собственные оценки окажутся невысокими. Голова кошки немного размыта, кроме того, я бы предпочел снимать этот кадр с меньшим значением чувствительности по ISO, чтобы избежать появления излишнего цифрового шума в фотографии. С художественной точки зрения, все также не очень профессионально. Например, стена на зад нем плане мне совсем не нравится. Однако фотография была сделана очень быстро,
в тот момент, когда кошка пыталась "сымитировать" неподвижную статую. Люди, которым я показывал эту фотографию, нашли ее интересной, поэтому я решил ее включить в книгу.
Дав оценку своим нескольким фотографиям, откройте их с помощью программы, которая способна считывать данные EXIF и просмотрите значения различных параметров. с использованием которых и осуществлялась съемка. Данные EXIF (Exchangeable Image File) — это специальная информация, которую цифровой фотоаппарат записывает в файл вместе с данными изображения. Открыв фотографию кота с помощью Adobe Photoshop Elements 2.0, я смог увидеть, что скорость затвора составила 1/40 секунды — это слишком медленно для съемки без штатива при использовании фокусного расстояния 100 мм. Именно поэтому часть изображения в области головы кошки оказалась размытой. Кроме того, я увидел, что значение чувствительности по ISO было равным 400, с чем связан дополнительный цифровой шум, присутствующий в изображении. После этого у меня возник вопрос: а можно ли было сделать эту фотографию боллее качественной, используя штатив или более низкое значение ISO? Этого мы никогда не узнаем: когда я вернулся во двор со штативом, то уже не смог заставить кошку сесть на том же месте ив той же позе. Данный пример должен научить вас оценивать каждую возможность сфотографировать. Вы также должны уметь проанализировать результат.
3-Й ШАГ. МАКРОСЪЕМКА
Если вы пришли к выводу, что на заднем дворе фотографировать уже просто нечего, воспользуйтесь режимом макросъемки. В этом режиме вы сможете фотографировать небольшие объекты, которые будут заполнять всю фотографию, как показано на рис. 6.6. Если ваш фотоаппарат поддерживает режим макро-съемки, найдите паука, гриб, яркий лист или любой интересный для съемки объект. Ознакомившись с приемами 30 и 31. вы научитесь создавать замечательные фотографии в макрорежнме, поэтому сейчас мы подробно останавливаться па этом вопросе не будем. Однако обязательно создаите несколько фотографий в макрорежиме прямо сейчас, чтобы хотя бы предварительно оценить данные возможности. Для получения действительно хороших фотографий в макрорежиме вам часто придется приседать, становиться на колени и опираться на локти. Хорошие фотографии создаются, а не получаются просто так, поэтому вам придется немного поработать.
Рис. 6.6.
4-Й ШАГ. СЪЕМКА В ЗООПАРКЕ ИЛИ В БОТАНИЧЕСКОМ САДУ
Я видел немало замечательных фотографий диких животных и до недавнего времени был уверен в том, что они получены в естественных условиях существования. Однако я понял, что на самом деле подавляющее большинство фотографий было получено в зоопарке. Сначала я считал, что подобные фотографии менее "ценные", чем фотографии, полученные на природе. Однако, немного поразмыслив, я пришел к следующему умозаключению. Поскольку популяция животных в дикой природе сокращается катастрофическими темпами, а большинство фотографов не в состоянии учитывать всю нюансы жизни животных в естественной среде обитания, я настоятельно рекомендую вам, вооружившись фотоаппаратом, отправиться в зоопарк.
Вместо того, чтобы размещать в настоящей книге полученные мною фотографии животных, советую посетить Web-узел www.photoblink.com. Это замечательный узел, ориентированный на серьезных фотографов, которые хотят разместить собственные работы, получить помощь, а также принять участие в конференции. Вы наверняка не останетесь равнодушным, изучая коллекции фотографий, сделанных начинающими фотографами с помощью компактных цифровых фотоаппаратов начального уровня. Потратьте на это хотя бы полчаса. Я уверен, что вы будете буквально поражены. Вы должны понять, что и сами в состоянии получать фотографии, по качеству ничем не уступающие работам профессионалов! Профессиональным фотографам удается достигать высокого качества намного чаще, однако и любители порой демонстрируют восхитительные результаты.
5-Й ШАГ. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ДОМАШНИХ ЛЮБИМЦЕВ И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ
Я не знаю этого наверняка, но могу смело утверждать, что наиболее часто фотографируемыми объектами являются домашние любимцы. Я видел целые папки с изображениями домашних любимцев своих друзей, да и сам постоянно фотографирую своих питомцев. Каждый раз, когда я приобретаю новый объектив для цифрового фотоаппарата, сразу ищу одну из своих трех серых кошек. На рис. 6.7 — кошка, только что поймавшая
мышь. О кошке, охотящейся на мышь, создано немало мультфильмов. Вы наверняка также видели, как охотятся кошки. Я не видел этого до тех, пор, пока не снял эту фотографию. Еще больше я удивился, когда от неожиданности кошка выпустила мышь и та скрылась в кустах, вся дрожа от ужаса.
Почему же из миллионов различных типов возможных объектов съемки я рекомендую вам остановиться именно на домашних животных? Потому что многие из них оказываются очень терпеливыми моделями, которых можно фотографировать многократно. Вы обязательно заметите: чем лучше вы относитесь к объекту съемки, тем приятнее его фотографировать. Итак, фотографируйте то, что вам действительно нравится. Ваше личное отношение к объекту съемки всегда проявляется на получаемых вами фотографиях.
Рис. 6.7.
За последние несколько лег я очень часто фотографирую различные спортивные мероприятия, а также птиц и цветы! Если у вас не очень много времени, чтобы наниматься фотографией, выберите несколько объектов, которые действительно представляют для вас интерес. Чем больше вы будете фотографировать объекты одного типа, тем более качественные и интересные фотографии будут у вас получаться. Достаточно много фотографий моих любимых "объектов съемки" вы найдете на Web-узле www.reallyusefulpage.com. Что вам больше всего нравится? Ответив на этот вопрос, вы будете точно знать, что именно вам следует фотографировать.
6-Й ШАГ. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ АВТОМОБИЛЯ
Пожалуйста, обратите внимание на слово движущегося в заголовке. В данном случае речь идет не о том, чтобы фотографировать, управляя автомобилем. Ни в коем случае не пытайтесь фотографировать, сидя за рулем! Какова причина съемки из движущегося автомобиля? Если вы запечатлите скорость на фотографии, она будет намного привлекательнее.
При съемке из движущегося автомобиля скорость затвора должна составлять не более 1/30 сек, а то и меньше. Однако в данном случае размытость изображения не является недостатком. Далеко не все изображения должны быть безупречно сфокусированы. "Размытие" порой позволяет достаточно точно передать всю стремительность движения.
Если у вас нет желания фотографировать из движущегося автомобиля, можете просто стоять на тротуаре и фотографировать проезжающие мимо вас машины. Постарайтесь добиться таких фотографий, когда машина будет находиться строго в фокусе, а фон — размыт. Для того чтобы научиться фотографировать движущиеся автомобили с помощью цифрового фотоаппарата, обязательно попрактикуйтесь. После этого вы сможете легко фотографировать из движущегося автомобиля, лишь только в этом возникнет необходимость.
7-Й ШАГ. СЪЕМКА В ГОРОДЕ
Одна из причин, по которым многие выдающиеся фотографы США добились успеха именно в Нью-Йорке, заключаются в том, что большие города предоставляют фотографам немало возможностей. Потратив несколько часов на то, чтобы побродить по деловой части большого города, вы наверняка найдете немало интересных мест для съемки по причине невероятной игры света и тени. Причем такие места встречаются довольно Часто. На рис. 6.8 представлено изображение одного из высотных офисных зданий в Шарлотте (штат Северная Каролина, США) в виде отражения в зеркальных окнах другого, не менее высокого здания. Если у вас есть такая возможность, попробуйте взять с собой штатив и снимать в темное время суток. С помощью цифрового фотоаппарата ночью в большом городе можно снять немало просто восхитительных фотографии.
Рис. 6.8.
8-Й ШАГ. ПОВТОРНАЯ СЪЕМКА!
Для того чтобы получать удачные фотографии, вам предстоит немало попрактиковаться. Научитесь "видеть" будущую фотографию, разберитесь со всеми функциями фотоаппарата и нюансами их использования. Всегда будьте в нужном месте и в нужное время. Чем больше вы фотографируете, тем приобретаете больше знании о том, как получать фотографии высокого качества. Постоянно носите фотоаппарат с собой и фотографируйте при любой возможности. Если вы снимаете с помощью цифрового фотоаппарата, то очень быстро заметите, что ваши навыки растут с каждой сотней отснятых фотографий. Успехов!
Содержание |