За исключением вышеперечисленных цветовых шумов, алгоритм ликвидации «эффекта мозаики» справляется с задачей правильной цветопередачи. Однако существуют обстоятельства, затрудняющие этот процесс.
ПРИМЕЧАНИЕ
Цветовая температура— величина, характеризующая спектральный состав излучения
источника света, измеряется в Кельвинах. Чем меньше цветовая температура,
тем больше красноватых тонов содержится в спектре излучения, для высокой
цветовой температуры характерны синеватые оттенки.
Яркий солнечный свет воспринимается человеком как наиболее естественный.
А вот свет, генерируемый лампами накаливания, более «теплый», то есть
содержит больше красных тонов. В то же время флуоресцентное освещение
отличается избытком синих тонов и поэтому кажется «холодным». В процессе
фотографирования пользователь не замечает отклонений цветовой температуры,
так как подсознательно «подстраивает» свое восприятие под условия съемки.
Для сведения к минимуму этого негативного явления используется процедура настройки баланса белого цвета.
ПРИМЕЧАНИЕ
Баланс белого — процедура, выполняемая встроенным программным обеспечением
фотоаппарата при создании файла с изображением. Заключается в приведении
цветовой гаммы снимка к наиболее естественному для человеческого зрения
виду.
В профессиональных камерах специальный датчик определяет среднюю длину волны света, попадающего в объектив (иногда этот датчик вынесен на переднюю стенку корпуса), и все дальнейшие расчеты цвета ведутся с учетом этого значения. В любительских камерах вычисляются средние значения для каждого из основных цветов, затем производится необходимая корректировка.
В большинстве случаев автоматика камеры справляется с расчетом цветового баланса изображения. Однако в некоторых случаях требуется определенная «подсказка» со стороны пользователя. Она заключается в том, что фотограф предварительно указывает условия съемки, а дальнейшие расчеты цветовой температуры ведутся с учетом этих данных. Наиболее распространены следующие предустановленные значения:
Альтернативным вариантом, чаще встречаемым в полупрофессиональных и профессиональных камерах, является указывание цветовой температуры освещения в Кельвинах, как правило, от 3000 до 7500 К.
Однако при смешанном освещении, например съемке в помещении, освещаемом
одновременно сквозь окна солнечными лучами и с потолка лампами накаливания,
даже предустановленные значения не могут помочь. В таком случае для корректной
цветопередачи некоторые камеры снабжены функцией баланса
белого по эталону. При использовании этой функции пользователь
наводит камеру на эталон белого, в качестве которого может использоваться
обычный лист бумаги, и фиксирует это значение -либо выбором соответствующего
пункта меню, либо нажатием
специально выделенной кнопки камеры. Чаще всего эта функция применяется
при съемке в студии, когда фотограф имеет достаточно времени на подготовку
к фотографированию.
Использование вспышки позволяет выправить цветовую температуру даже без предустановленных значений цветовой температуры. Более того, при установке баланса белого по эталону использование вспышки приводит, как правило, к сильному смещению в область «холодных» тонов.