Введение в цифровую фотографию

         

Основы композиционного решения снимка: версия


11. Лекция: Основы композиционного решения снимка: версия для печати и PDA
Научиться превращать банальные бытовые снимки в произведения искусства светописи трудно, но - возможно. Правда, только при наличии определенных знаний в области творческой фотографии
Цель лекции - дать базовые знания в области композиционного построения снимка, рассмотреть основные приемы композиции и их применение в условиях практической фотосъемки.



Как бы ни был хорош автоматический цифровой фотоаппарат, а сделать технически грамотный снимок он без участия фотографа не сможет. И речь здесь не об установке экспозиционных параметров, здесь как раз автоматика современных камер работает, практически, безупречно. Речь о композиционном решении снимка.



Оговоримся сразу - рассмотреть все аспекты композиции мы не в состоянии. Для этого существуют другие учебники и даже не фотографии, а изобразительного искусства вообще. Мы же рассмотрим лишь базовые понятия, рассчитывая на то, что фотолюбитель в своей практике не ограничится элементарными понятиями и будет постигать искусство светописи самостоятельно или под руководством опытного коллеги…



Окружающий нас мир трехмерен, а фотография - двухмерна. Однако, рассматривая фотоснимок, мы видим объемную, трехмерную картину. Главный инструмент превращения плоской картинки в объемную - наше воображение. А помогает ему линейная перспектива. Именно она дает нам возможность представить реальные объемные объекты по плоскому изображению на фотографии. Линейная перспектива - расположение объектов на фотографии в определенном порядке и в определенном масштабе, которые говорят нам о реальных размерах этих объектов и о положении их в пространстве. К примеру, огромный дом на снимкевыглядит небольшим, но расположен он явно дальше автомобиля, который мы сфотографировали. Величину пространства между автомобилем и домом мы можем определить на глаз. А личный зрительный опыт подсказывает - на фотографии изображены именно автомобиль и именно дом, а не модель автомобиля на фоне на стоящего дома или, наоборот, настоящий автомобиль сфотографирован рядом с игрушечным домом. Линейная перспектива снимка подсказывает нашему сознанию, что, собственно, изображено на фотографии.





Линейная перспектива важная составляющая композиции снимка, но далеко не единственная. Помимо нее существуют понятия смыслового и зрительного центров восприятия, тональная перспектива (соотношение оттенков цвета), геометрия снимка, его ориентация относительно линии горизонта, точка съемки, соотношение контрастов и так далее. Основные из этих композиционных приемов мы сейчас и рассмотрим.



Смысловой или сюжетный центр фотоснимка. Это основа основ композиции снимка, но при этом смысловой центр редко совпадает с центром геометрическим. Более того, чаще всего смысловой центр находится в стороне от геометрического центра, и это придает фотографии особую выразительность.



Дело в том, что фотография - это, как правило, прямоугольник (хотя и необязательно, может быть круг или овал, но такие формы сегодня применяются крайне редко и считаются устаревшими), в который вписано изображение. Если смысловой центр снимка совпадает с геометрическим центром, то есть главная часть изображения приходится на пересечение диагональных линий, фотография выглядит невыразительной и малоинтересной. Хотя иногда размещение главного объекта съемки прямо в геометрическом центре карточки может применяться в качестве особого художественного приема.



Выбор смыслового (или сюжетного) центра призван акцентировать внимание зрителя на наиболее значимой части кадра и использовать второстепенные детали для усиления восприятия именно этой части. Для этого возможно использование самых различных технических приемов, начиная от изменения ракурса съемки, заканчивая обработкой в графическом редакторе для удаления лишних деталей или их смягчения (уменьшения резкости части кадра). Здесь важно помнить, что второстепенные детали всегда должны подчеркивать сюжетный центр снимка, работать на его усиление. Если, к примеру, приходится снимать какой-либо объект сквозь ветви деревьев, то размытие ветвей на переднем плане усилит восприятие расположенного на заднем плане объекта. Примерно то же происходит при съемке пейзажа через залитое дождем окно. Если сфокусировать объектив на каплях влаги на стекле, то пейзаж за окном станет второстепенным и подчеркнет ощущение ненастья, царящего за окном. Если сфокусировать объектив на картинке за окном, то нерезкие капли дождя станут второстепенной деталью, подчеркивающей впечатление от осеннего вида за окном. При этом сюжетный центр снимка может не совпадать с геометрическим - капли влаги могут располагаться в самом различном порядке по полю снимка.



Очень эффективным инструментом выделения сюжетного центра снимка является изменение освещения. Причем, подобное изменение может быть реализовано в графическом редакторе без пересъемки реального объекта. Достаточно, к примеру, "посадить" на капот автомобиля солнечный блик в виде лучевой звезды (которого на самом деле не было), как сюжетный центр снимка будет смещен именно к этому блику.



Оценив детали будущего снимка - выбрав из них главную деталь, которая станет сюжетным центром, и второстепенные, приступаем к формированию композиции, то есть к кадрированию снимка таким образом, чтобы все объекты располагались в кадре нужным образом. Чтобы добиться этого нужно включить на контрольном дисплее сетку - изображение тонких линий, делящих площадь кадра на девять равновеликих прямоугольников. Функция отображения на контрольном дисплее сетки есть у всех современных камер любительского класса.



Сетка делит площадь кадра по принципу "золотого сечения". Перекрестья линий (их четыре штуки - вокруг центрального прямоугольника, образованного линиями) и есть точки наилучшего расположения сюжетного центра кадра. Но при компоновке снимка следует помнить, что (повторим это еще раз!) сюжетный центр не должен совпадать с геометрическим, то есть полностью располагаться в границах центрального прямоугольника. Центральная композиция применяется редко, например, при архитектурной съемке - когда нужно подчеркнуть грандиозность строения, его значимость.


Рис. 11.1.  Золотое сечение


Рис. 11.2.  Пример центральной композиции



Линии на контрольном дисплее помогают определиться и с ракурсом. В общем случае линия горизонта должна совпадать с нижней горизонтальной линией, проходить через две нижние точки золотого сечения (то есть через два нижних перекрестья горизонтальных и вертикальных линий). Располагать горизонт ровно посередине снимка неправильно, это утяжелит снимок.



Очень важно определиться и с масштабом изображения главного объекта и второстепенных деталей. Считается, что основной элемент картинки не должен занимать более 80 процентов площади кадра. Однако, слишком мелкий масштаб приведет к эффекту пустого снимка - изображение будет трудно рассматривать, а сам снимок потеряет детализацию.



От общего композиционного решения переходим к не менее важным деталям. Цель поиска композиционного решения - достижение наилучшего восприятия сфотографированного объекта (или объектов). Но лучше всего воспринимаются гармоничные, уравновешенные изображения. В данном случае можно говорить о гармонии линий (вертикальных и горизонтальных), света и теней. Фотография металлической парковой изгороди - чередование строгих вертикальных линий составленных из чугунных элементов ограды. Сам по себе кадр интересный, но… не живой. Пробившийся же сквозь ограду лист или ветка дерева будет представлять собой контрастную горизонтальную линию на фоне основных вертикальных лини. Кадр будет уравновешен и приобретет еще большую выразительность.



Выбирая вспомогательные детали снимка следует помнить, что любая из этих деталей должна быть оправдана сюжетом. К примеру, уравновесить снимок длинной каменной лестницы, состоящей из сотен горизонтальных ступеней, случайным предметом, стоящим на одной из ступеней, нельзя - поскольку этот предмет не укладывается в сюжет снимка.



При выборе композиции снимка следует помнить о принципах равновесия изображения. При этом кадр может быть скомпонован симметрично - в левой и правой части кадра будут примерно одинаковые объекты, либо ассиметрично. При ассиметричной композиции нужно знать, что левый и правый углы должны быть уравновешены. К примеру, изображению дерева в одной части снимка должно соответствовать изображение дома, лодки (или какого-либо сравнимого по величине объекта). Не следует так же перегружать верхнюю треть снимка, если это не обусловлено сюжетом снимка (и если это не специальный художественный прием).


Рис. 11.3.  Пример симметричной композиции


Рис. 11.4.  Пример ассиметричной композиции


Рис. 11.5.  Пример применения контрастов



Принцип аналогии противоположен принципу контраста. Здесь изобразительный эффект достигается чередованием одинаковых деталей. Очень часто эти два приема применяют вместе - посредством подбора аналогий усиливают сюжетный центр снимка, а посредством подбора контрастной детали (например, цветового фона) добиваются еще большего его выделения…



Вернемся к линейной перспективе. Параметры этого мощнейшего композиционного инструмента мы можем менять лишь отчасти - подбирая объективы или меняя фокусное расстояние зума. Однако, в полной мере воздействовать на линейную перспективу мы не в состоянии. Соотношение величин изображаемых на фотографии объектов позволяет нам быстро оценить реальные размеры отснятых объектов, получить понятие об их форме и о расстояниях, на которые объекты удалены друг от друга. Но существует и другое понятие перспективы - тональной. Это перспектива яркостей и контраста изображения, которая тоже дает нам возможность по плоскому изображению построить в своем воображении объемную трехмерную картину. Тональная перспектива - это изображение удаленных объектов в легкой дымке, менее яркими и четкими. Учет комбинации тональной и линейной перспективы позволяет нам добиться особых художественных эффектов при фотографировании. К примеру, снимок короткофокусным объективом небоскреба прямо от его цоколя вверх да ст искаженную картину. Стены здания будут сильно искривлены, а крыша устремиться ввысь, как стрела, и теряется в пространстве неба. Изображение выглядит вроде бы неестественным. Но сочетание линейной и тональной перспектив подчеркивает необыкновенную величественность и высоту здания.



Управлять линейной перспективой можно наклоняя оптическую ось объектива фотоаппарата (добиваясь при этом только что описанных намеренных искажений) или вводя в кадр дополнительные детали. К примеру, сфотографировав широкоугольным объективом дорогу, огороженную с двух сторон заборами, мы получим так называемую точку схода горизонтальных линий, которая подчеркнет длину дороги и увеличит пространство снимка.



Очень важен и выбор точки съемки. Наиболее естественно выглядят фотографии, сделанные с высоты человеческого роста. Именно так мы видим окружающий мир, не так ли? Низкая точка съемки - снимок получится с высоты роста, скажем, кошки. Интересный изобразительный эффект, который можно применить для усиления грандиозности, массивности фотографируемого объекта. А с завышенной линией горизонта мы, действительною сможем взглянуть на мир с точки зрения небольшого животного. К обратному эффекту приводит съемка с верхней точки. Сняв кадр с лестницы, с крыши здания, с любой высокой точки, мы уменьшим реальные размеры объектов и добьемся эффекта снимка с высоты "птичьего полета" или взгляда на мир с точки зрения Гулливера.



Кстати, линия горизонта может располагаться на две трети высоты снимка - снизу или сверху, то есть выше или ниже центра, но никак не по центру кадра. Здесь снова следует вспомнить о линиях золотого сечения и о сетке, отображающейся на контрольном дисплее фотоаппарата. Линия горизонта, делящая кадр ровно посередине, значительно ухудшает восприятие снимка и выглядит неестественно.



Еще одно простое правило композиции кадра - правило диагонали. Человеческий взгляд рассматривает картинку в том же порядке, в котором прочитывает текст - слева направо. Поэтому и фотографию мы непроизвольно рассматриваем в том же направлении. Значит, сюжетный центр снимка лучше располагать в правой трети кадрового пространства (ориентируясь по сетке золотого сечения) - чтобы взгляд и центральный объект встретились естественным образом в процессе рассматривания фотографии. При этом взгляд зрителя направлен по диагонали навстречу сюжетному центру снимка и сверху вниз. Именно поэтому движущийся на смазанном фоне объект иногда кажется нам агрессивно набегающим на зрителя, оттого особенно быстрым, стремительным, а иногда, напротив, стремящимся ускользнуть прочь.


Рис. 11.6.  Пример правильного применения принципа диагонали



При выборе положения центральной фигуры снимка нужно помнить еще и о том, что перед движущимся объектом всегда должно оставаться пространство, а взгляд человека или животного не должен сразу упираться в границу снимка - для взгляда нужно оставить такое же пространство, как и для движущегося объекта.



И немного о выборе формата фотоснимка. Классические форматы 4:3 и 3:2 в полной мере охватывают все детали будущего снимка. Но иногда бывают случаи, когда оправдано применение нестандартных форматов. Речь, прежде всего о пейзажной и архитектурной съемке. Умеренная панорама формата 16:9 или 16:10 приведет к эффекту широкого обзора, придаст снимку простор, горизонтальную перспективу, позволит вместит в кадр целый комплекс строений. Помимо этого, нестандартный формат привлекает внимание - панорамы интересно рассматривать, они лучше детализованы. А вертикальная панорама позволит вместить в кадр высокую башню или памятник. Правда, воспринимается вертикальная панорама хуже, чем горизонтальная. Но и здесь для фотолюбителя открывается большое поле для творческих экспериментов…



Заканчивая разговор о композиции фотоснимка, заметим, что основы композиции дают лишь навыки грамотного построения изображения, но ни в коем случае не являются правилами на все случаи жизни. По настоящему творческий человек не останется в рамках общепринятых норм и обязательно будет искать собственный путь. То же происходило и со всеми великими экспериментаторами в области изобразительного и фотоискусства. Освоив в полной мере школу классического рисунка, Шагал и Пикассо занялись творческими экспериментами и стали теми, кем остались в истории мировой культуры. Открытия всегда совершаются за границами устоявшихся канонов. Но для того, чтобы эксперимент стал явлением искусства, этими канонами нужно овладеть в полной мере…



На пути совершенствования мастерства фотолюбитель проходит несколько стадий. Он узнает свою камеру и овладевает техническими навыками съемки и обработки фотографий. Учится ретуши и исправлению ошибок. Овладевает вспомогательными инструментами и учится композиции. Результат же всегда положительный. Даже если в будущем фотолюбителя не ждут лавры фотохудожника и почетные награды, он получает очень и очень многое. Прежде всего - возможность иначе взглянуть на окружающий мир и людей. И понять, насколько же разнообразна и прекрасна жизнь.



Разве это не та цель, ради которой стоит взять в руки фотоаппарат?

© 2003-2007 INTUIT.ru. Все права защищены.




Содержание раздела